Счастье – это когда тебя понимают.
Фильм «Доживем до понедельника»
Общение в восстановительном подходе отличается от обычного общения, поскольку здесь важнее установить доверительный контакт с собеседником, расположить его к себе. Собеседник должен почувствовать, что вы его понимаете, что он в безопасности. Почему это важно? Если человек чувствует, что его слушают, относятся серьезно к его нуждам и потребностям, у него нет потребности защищаться. Только тогда можно начать искать выход из сложившейся ситуации.
Помните, в фильме «Доживем до понедельника» герой пишет сочинение на тему «Что такое счастье», и у него всего одна строка в этом сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают». Почему же герой пишет об этом как о недосягаемой мечте? Потому что в реальной жизни понимать друг друга – это тяжелая работа. Считается, что даже способность человека представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, – это первый шаг к пониманию.
Ведущий восстановительной программы должен учитывать, что у каждого свое видение ситуации, но это не значит, что не будут найдены точки соприкосновения. Одна из задач ведущего – восстановить нарушенную коммуникацию между участниками конфликтной ситуации. Получается, чтобы все могли понять друг друга, а тем более прийти к общему решению, нужно учиться общаться.
Чтобы наше общение было эффективным, конструктивным, необходимо владеть определенными техниками коммуникации. Нередко этому мешают негативные чувства, а иногда даже и агрессия. Чтобы научиться общаться с людьми по-другому, требуется время.
Для начала нужно понять, что эффективная коммуникация – это осознанная коммуникация, прежде чем что-то сказать, надо подумать: «А для чего я это делаю, какая цель у меня?» Достойно ответить, задеть, унизить или изменить поведение ученика, которое меня не устраивает? Не сам ученик, а его поведение. И здесь важно все: и как вы даете негативную обратную связь, и как приглашаете к беседе. Сравните:
– Давай поговорим с тобой о твоем плохом поведении!
Какая будет реакция в этом случае? Или:
– Давай поговорим с тобой о твоем излишне эмоциональном отношении к учителю математики.
– Я хочу поговорить с тобой о непростой ситуации, которая у тебя сложилась с твоим одноклассником.
Часто педагоги боятся говорить о своих чувствах, так как им кажется, что они становятся более уязвимыми. На самом деле считается, что демонстрация уязвимости, наоборот, иногда помогает, потому что так проще сопереживать.
Другой пример: ученик регулярно разговаривает на уроке. Цель педагога – скорректировать поведение, постараться сделать так, чтобы ученик соблюдал дисциплину. Вместо резкого замечания лучше воспользоваться техникой «я-высказывания»:
– Мне обидно, что меня не слушают, я потратила много сил, чтобы урок был интересным. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.
Но не всегда открытость своих чувств срабатывает. Например:
– Я злюсь за то, что ты не сделал домашнее задание. Чтобы к понедельнику все выполнил.
Вряд ли ребенок отреагирует на эту фразу положительно. Лучше:
– Я злюсь, что ты не сделал важные задания, потому что рассчитывала на следующем занятии дать новый материал.
И далее не приказ, а просьба:
– Выполни, пожалуйста, работу к понедельнику.
Задача педагога – уважать других, при этом добиваясь уважения к себе. При этом важно постараться выстроить в классе такое взаимодействие между учащимися, в котором каждый ребенок мог бы научиться выражать свои мысли и чувства, при этом уметь слушать и слышать других, выполнять правила и социальные требования, самостоятельно контролировать свое поведение и быть ответственным по отношению к себе и другим.
Успешность работы педагога в большой мере зависит от уровня сформированности его умений общения. Эффективная коммуникация поможет разрешать трудные жизненные ситуации. Например, сказать нет, когда другие принуждают совершать что-то плохое, если тяжело – попросить о помощи, не прибегая к противоправным действиям, или найти конструктивное решение в конфликтной ситуации путем диалога.
Коммуникативные навыки – это универсальный инструмент. Никогда не поздно научиться владеть им более успешно. И тогда нормальное человеческое общение станет не роскошью, а обычной ежедневной нормой, а среда, в которой живут и развиваются наши дети, – более безопасной.
Лариса ЯРЫГИНА, социальный педагог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии
Елена ЛАВРИНЕНКО, директор школы №1363:
– В нашей школе с момента образования комплекса существует школьная служба примирения, которая успешно ведет свою работу на протяжении нескольких лет.
Я как директор стараюсь всегда приглашать специалистов ШСП при обращении ко мне родителей в случае возникновения конфликтной ситуации или спорного вопроса. Восстановительный подход, технологиям которого очень доверяют родители, помогает нам разрешать спорные вопросы. Даже в случае возникновения конфликта вне школы они могут обратиться к нам за помощью.
В нашей практике был случай, когда родители поссорились друг с другом в метро. Не найдя взаимопонимания, конфликтующие стороны обратились ко мне с просьбой помочь им урегулировать ситуацию. Общими усилиями конфликт был успешно разрешен на совместной встрече со мной и родителями и при участии нашего специалиста ШСП. Мы нашли выход из сложившейся ситуации, коммуникация между родителями была восстановлена.
Сейчас в нашей школе классные руководители активно обучаются восстановительным технологиям не только на курсах повышения квалификации, но и в рамках нашего учреждения. Специалисты ШСП проводят профилактические мероприятия для детей: классные часы, круги-сообщества, развивающие занятия «Учусь общаться», а для педагогов – семинары-практикумы по теме «Восстановительные технологии в работе педагога и классного руководителя».
С появлением ШСП в нашей школе все меньше конфликтов разрешается административным путем, что не может не радовать. В этом году наши ученики – волонтеры ШСП уже принимают участие в разрешении конфликтных ситуаций в паре со взрослым специалистом, помогают проводить мероприятия для обучающихся начальной школы в рамках этого подхода.
В дальнейшем я по-прежнему буду поддерживать развитие ШСП, мы планируем обучить восстановительным технологиям весь педагогический состав школы. Восстановительный подход помогает создавать безопасную образовательную среду, где каждый будет услышан.
Андрей СОРОКИН, директор школы №305:
– Один из важных акцентов воспитательной работы нашей основной образовательной программы – развитие волонтерского движения, формирующим направлением которого стало участие учеников в школьной службе примирения.
Работа службы играет важную роль в формировании мягких навыков у наших школьников. От того, как ребенок справляется с каждым из перечисленных контекстов формируемых навыков, так называемых soft skills (умения слушать, высказывать свои чувства и эмоции, договариваться), зависят его ученическая и профессиональная успешность, дальнейшая реализация в профессиональной отрасли. Проведение процедур примирения помогло достичь определенных результатов в воспитательной работе.
Во-первых, мы отметили снижение количества конфликтных ситуаций, а также травматизма вследствие неаккуратного взаимодействия детей друг с другом. Безопасность образовательного процесса обеспечивается бережным отношением детей к сверстникам. Через программы примирения они учатся общаться и разрешать конфликт безопасным образом.
Во-вторых, важный для нас показатель – отсутствие повторных правонарушений среди обучающихся, состоящих на профилактическом учете. Участие в процедуре примирения – достойный, а иногда и единственный способ разрешения конфликтной ситуации, в которой оказался ребенок. Дети научатся сами выходить из трудной ситуации, если дать им возможность на равных участвовать в решении конфликта, прислушиваться к их мнению.
Все люди разные, поэтому зачастую конфликтов не удается избежать, это одно из условий развития человека в обществе. Но важно научиться преодолевать их мирным путем. Программы примирения, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все споры, однако благодаря им можно в определенной мере снизить уровень подростковых правонарушений. Таким образом, мы помогаем детям на ранних стадиях, чтобы они не совершали правонарушения и не попадали в сложную жизненную ситуацию в дальнейшем.
Галина АЛЯБУШЕВА, директор школы №625:
– Школьная служба примирения играет важную роль в деятельности нашей школы. На ее основе строится работа по выявлению и предотвращению конфликтных ситуаций. В школьной службе примирения задействованы все участники образовательного процесса – дети, родители и учителя.
Участие наших ребят в деятельности школьной службы примирения обеспечивает прекрасные возможности для демонстрации их социальных и лидерских качеств, а также способствует успешной социализации.
Навык медиации позволяет ребятам договариваться в любых ситуациях, положительно влияет на их способность к самоконтролю и пониманию ответственности за свои поступки.
Комментарии