“Все же, насколько в обучении(!) высокое место должно быть признано за индивидуализирующим методом, настолько же в воспитании (!) самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом”.
(Положения “Об единой трудовой школе РСФСР”
от 30.08.1918 г.).
Макаренко в лепешку расшибался, чтобы донести эту диалектику до руководителей украинского наркомпроса. Но даже он, предъявляя не только аргументы, но и факты (какие аргументы! какие факты!), так и не сумел прошибить толоконные лбы.
Нигде в мире и следов не осталось от так называемого “ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ” (такой же гермафродит, как и “РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ”), которое 200 лет назад выдумал крупнокалиберный немецкий схоласт и основатель “научной психологии” Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), но у нас оно продолжает цвести. Посмотрите статью под этим названием в первом томе “Российской педагогической энциклопедии” (М., 1993. – С. 171-172). После того как под стенами КРЕМЛЯ состоялся более чем красочный и внушительный парад отморозков, возникает такой вопрос: сколько еще лет наша милиция будет тратить силы на СИЗИФОВ ТРУД, пытаясь противостоять “цветочкам” и “ягодкам” “ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ”? А ведь среди этих “цветочков” и “ягодок” узнаются с первого взгляда и “оргпреступники”, и взяточники, и воры, и киллеры, и маньяки.
Все они начинали жизненный путь со школы, которая, если верить демагогам или дилетантам, “лучшая в мире”. НО только НАЧИНАЛИ. Без особых проблем одолевали первые четыре класса, переводились в пятый, а дальше – как лбом в стену – встреча с “государственным образовательным стандартом”.
Кто похитрее и послабее духом, приноравливаются. Если даже ничего не знаешь (таких процентов семьдесят!), “трояк” все равно обеспечен. Только сиди и не рыпайся, делай вид, что напрягаешь извилины. Но те, кто пытку бездельем выдержать не может, мысленно роют подкоп и, наконец, вырываются на “свободу”. Вырываются и сразу к НИМ. К “скиньхедам”, как их называет моя соседка – ехидная бабуленция.
А теперь представьте, что происходит с “хитрецами” и “притворщиками”. СНАРУЖИ – что-то вроде договорной игры. Все, до министра, знают, что эти 70% “ГОС” никогда не осилят. Но в школу-то ходят – уже неплохо. А что ВНУТРИ? Хоть раз заглянули? ГАНГРЕНА СОЗНАНИЯ, ПАРАЛИЧ ВОЛИ, АТРОФИЯ ТРУДОВЫХ ИНСТИНКТОВ. Это же готовый ЛЮМПЕН. БОМЖ. НАХЛЕБНИК. ПАРАЗИТ. Его бы из
5-го класса немедленно в ПТУ. Он и сам рвется, чтобы стать НЕ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ, а ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. Но у нас и в ПТУ вывернутая наизнанку “СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ”. Профессия? Да какая-угодно, в глазах рябит, но… не иначе как НАДСТРОЙКА над ГОСом. НЕКУДА податься ЧЕЛОВЕКУ ЗА ПАРТОЙ, если у него смертельная АЛЛЕРГИЯ на “всестороннее развитие личности”, а предел желания – профессия автослесаря.
Я долго колебался: где уместнее привести нижеследующую справку от Макаренко? Там, где речь идет о коренных отличиях между обучением и воспитанием, или в этой главке, с небольшим перевесом верх одержал последний вариант. Чтобы было понятнее, кого благодарить за то, что мы ускоренно, день ото дня, прирастаем ЛЮМПЕНОМ. Тем самым люмпеном, который в свое время загнал-таки в могилу Римскую империю. Величайшую в истории человечества.
Итак, справка от Макаренко: “Мы фактически ученика не воспитываем, мы ничего от него не требуем, кроме самых примитивных тормозов, необходимых для нашего удобства. Мы добиваемся (не всегда), чтобы он тихо сидел в классе, но мы не ставим перед собой никаких целей положительного дисциплинирования. У наших школьников иногда еще бывает дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления. Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его “воспитывать”. Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, – куда он идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке, – мы не знаем и узнавать не умеем. Такие распространенные типы характеров, как “тихони”, “иисусики”, накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы. Иногда мы замечаем их существование, но, во-первых, они нам не мешают, а во-вторых, мы все равно не знаем, что с ними делать. А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных, а вовсе не шалуны и дезорганизаторы.
Вас это волнует? Тогда почему не бьете в НАБАТ? На кону СУДЬБА РАБОЧЕГО КЛАССА! Нашего КОРМИЛЬЦА!
Серьезный, строго научный подход к проблеме ЕСТЕСТВЕННОГО разброса врожденных способностей (о самодельных – “сформированных” и “новообразованных” – Луначарский, разумеется, и подумать не мог) был главной причиной, побудившей наркома просвещения назвать новую школу ТРУДОВОЙ. Ну не могут, хоть застрелись, все люди “РАЗВИТЬСЯ” в академиков, писателей, музыкантов, дипломатов. А кроме того: ну чем, по большому счету, профессия пахаря менее престижна, чем профессия генного инженера?
Полюбуйтесь фермером в культурной стране. Копия Линкольна, который до избрания президентом вкалывал дровосеком, сплавщиком леса, почтовым служащим. К школьному образованию относился, как знаменитый герой Марка Твена. К университетскому тоже. Но когда потянуло к знаниям, наверстал “весь багаж” и много больше. А “харизма”? Сухопарый, огромного роста, с лицом, над которым, что было сил, потрудились лучшие “имиджмейкеры” – все природные стихии. С ручищами, как у подъемного крана, в неотразимом ковбойском прикиде – ну это ли не голубая мечта парнишки, которого Бог одарил ЛЮБОВЬЮ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА: НЕЖНЕЙШИМИ ЧУВСТВАМИ к ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ. Голландия, Англия, Германия, Франция, Италия, Америка, Япония – все их богатство, сила и достоинство есть в наипрямейшем смысле слова дело рук человеческих.
Знаете, чем американцы, у которых гимн называется “Янки – простофили”, гордятся больше всего? Не стану интриговать. Больше всего они бравируют тем, что ПЛАТЯТ НАЛОГИ! Нам эту логику понять трудно. Вот если бы воровали и пропивали – было бы понятно. А так дураки-дураками, и уши холодные.
Говорят, что из этих налогов они нам недавно еще 20 миллиардов выделили. Вроде бы для того, чтобы мы не протянули ноги на ядерной свалке и не утащили за собой всю Европу. Только не вздумайте поверить, что все это ложь. Прочитайте статью Натальи Марковой в “Народном образовании” (2002 г., N 4) “Культуринтервенция”. Видите, что задумали? Внедриться они хотят, чтобы расчленить нас на удельные княжества, вывезти наши мозги, замутить сознание своими фильмами, захапать наши нефть и газ, а “посля” и нас самих обратить в рабство, как негров.
20 миллиардов – ишь – удивили. У нас на выпивку без закуски больше уходит, а до черного нала никакой Степашин не докопается. И пусть не рекламируют свои десятиспальные коттеджи. Мы в своих хрущобах не только тараканов – клопов переживем.
Валентин КУМАРИН
Комментарии