В настоящее время изменения в сфере образования направлены на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в детские сады и школы. Для таких детей нужно создать специальные условия в образовательных организациях; им необходим индивидуально ориентированный подход, включающий в себя преодоление психогенных нарушений, поддержку личностного развития, оптимизацию детско-родительских отношений, формирование предпосылок учебной деятельности.
Не только дети, но и их родители нуждаются в квалифицированной психологической помощи и поддержке. Оказание психолого-педагогической помощи семьям детей с аномальным развитием становится приоритетной задачей дошкольного учреждения. Семья должна подготовить ребенка с ОВЗ к школьному обучению и начать подготовку лучше как можно раньше. Но не каждая семья готова к таким испытаниям. Это обусловлено наличием большого числа проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются: принятие или непринятие родителями ребенка с психофизическими недостатками; преодоление социальных проблем, связанных с ощущением, что ребенок не такой, как у всех; организация ухода за ним; преодоление проблем обучения и воспитания, а в случае необходимости и сопровождение ребенка в течение всей жизни.На сегодняшний день дети с особыми образовательными потребностями посещают и получают коррекционную помощь в рамках дошкольной организации. Существует много традиционных форм работы с семьей и ребенком с ОВЗ, которые эффективно используются во всех образовательных организациях. Но что делать семьям с детьми, которые не могут посещать дошкольное учреждение в силу своих психофизиологических особенностей? Ведь им, как никому, нужна психологическая и педагогическая поддержка специалистов. Родители и дети нуждаются в организации нетрадиционных способов взаимодействия, где есть место адаптивной среде, специальным коррекционным методам работы. На наш взгляд, одна из наиболее эффективных форм психолого-педагогического сопровождения – организация консультативного пункта для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому на базе нашего детского сада №766 организован консультативный пункт для детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 8 лет), не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Его цель – обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования. Работа консультативного пункта поможет максимально сократить социальную изоляцию таких семей. Таким образом, осуществляется активное взаимодействие специалистов с родителями и детьми. Семьи, обратившиеся в консультативный пункт, получают на безвозмездной основе профессиональную консультацию, помощь и психологическую поддержку в вопросах воспитания и обучения ребенка. Также проводятся адаптация детей в обществе, профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии.Психолого-педагогическое сопровождение проводят педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старший воспитатель. Взаимодействие с семьей осуществляется по следующим направлениям деятельности: консультативно-правовое, психолого-педагогическое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное. Специалисты используют различные формы работы с семьей: индивидуальные, подгрупповые и групповые консультации и занятия с детьми, круглые столы, мастер-классы, тренинги с родителями (законными представителями). Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно в зависимости от психофизиологических особенностей развития ребенка и психоэмоционального состояния родителей. А с детьми проводится коррекционно-развивающая работа, направленная на адаптацию их в социуме, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.
Сейчас в консультативном пункте увеличилось количество семей, желающих получить помощь. Родители (законные представители) приезжают к нам из разных уголков Москвы, и мы этому очень рады. Наши двери открыты для всех нуждающихся в психолого-педагогической поддержке и помощи.
Юлия АНДРИАНОВА,заведующая детским садом присмотра и оздоровления №766; Людмила САВЧИНСКАЯ,педагог-психолог детского сада присмотра и оздоровления №766
Комментарии