search
main
0

Воспитать гражданина…

Возможность говорить с ребенком

Советская школа была во многом ориентирована на воспитание. Воспитывающая функция была определена как ведущая, поэтому институт школы на разных исторических этапах помогал стране в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, с мещанством, прогулами и нежеланием учиться.

 

Удавалось ли советской школе воспитывать человека и гражданина? Можно по-разному относиться к синтезу догмы, морали, идеологии и дисциплины, которые представляла собой советская школа, но практика показывает, что мы были суверенны в вопросах образования и воспитания, а нововведения в виде soft skills в современное время являются элементом забытого старого. Коллективное творческое дело, походы учили работать в команде, распределять нагрузку и соблюдать жесткие сроки, политинформация и внеклассное чтение прекрасно развивали навык самопрезентации и публичного выступления, внеклассные мероприятия – изготовление стенгазет, тоннами переписанные стихи и песни, сценарии для КВН, капустников, спектаклей, выпускных вечеров развивали творческие способности обучающихся. Отвечая на вопрос, приходим к выводу, что эволюция формулировок от ЗУН и УУД до soft и self skills подчеркивает устойчивое присутствие и в советской, и в современной школе традиций развития критического мышления, форм коммуникации, творчества, гибкого мышления ребенка, которые приводят к его успешной социализации как квинтэссенции системы образования и воспитания в целом.

А как современной школе в отсутствие догмата идеологии удается органично реализовывать воспитывающую функцию? Настоящего без прошлого не бывает, поэтому современной школе удалось не только не растерять, но и сохранить историческую память: школьные музеи, посвященные героическим страницам России или их героям, смотры строя и песни, традиционные праздники в честь знаменательных дат и событий, волонтерское движение, акции милосердия. Система образования отвечает вызовам современности, где и дети другие, и время не то. Создание воспитательных форм образования, формирующих универсальные компетенции с максимально широким охватом, воспитывающие гражданина и патриота, – одна из ключевых задач современной школы. В достижении этих задач единство сред урочной и внеурочной деятельности в парадигме системно-деятельностного подхода, заложенного в ФГОС начального уровня образования, создает веер возможностей для всего процесса воспитания и развития обучающихся. Пространство для маневра предполагает отказ от догматического внушения таких непростых по содержанию понятий, как «патриот», «Родина», «Отечество», «историческая правда», и позволяет создать образовательную среду, на передний план которой выходит формирование системных знаний о месте и роли России в мире через познавательный интерес ребенка.

Архитектура образовательной среды начального образования школы «Свиблово» задумывалась как место обучения ребенка связям всего со всем. Задача школы – выстроить связь времен, потому что то, что происходит сейчас, имеет корни в прошлом. Реализуемые нами общешкольные конвергентные проекты отражают перспективные направления развития государства, технологические цели и задачи страны: «Наш космос», «Транссибирская магистраль», «Россия – империя воды», «Кремли России», «Дикая мята: Россия фольклорная», «Вахта памяти», «Романовы 1613‑1917: история одной династии», «Всюду физика», «Земля: 6 континентов». Проект – это возможность отработки и введения в деятельность учителя педагогических технологий. Каждый проект обеспечен методологической поддержкой: рекомендации к ведению проекта, календарь знаменательных дат, отбор содержания по теме проекта, положения, инструкции, индивидуальные консультации, сценарии игр, квестов, уроков, образовательных событий. В каждом проекте одновременно работают от 7 до 18 опытных конструкторских бюро или лабораторий, защищается до 50 исследовательских проектов, представляется до 80 hand made моделей и объектов, проводится до 20 образовательных событий, более 25 интегрированных бинарных уроков. Вопросы важнее ответов. В развитии познавательного интереса ребенка главным инструментом учителя в конвергентных проектах является поддержка диалога с ребенком и вопросов, задаваемых ребенком: «Сколько мостов, озер, рек, морей в России?», «Сколько субъектов входит в состав России?», «Где находятся самые древние горы на планете?», «Как называется самая большая в мире средневековая крепость?», «Куда вела первая российская пассажирская железная дорога, построенная в 1836 году по указу Николая I?».

Эффект для воспитания гражданина и патриота от реализации таких масштабных конвергентных проектов сложно переоценить, а возможность говорить с ребенком о России, используя вопрос как главный рабочий инструмент бесценна!

Зинаида СТРОЧКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы «Свиблово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте