Сейчас волонтерство не просто невероятно популярно, можно даже сказать, что это стало модно. И если еще десять лет назад к волонтерам относились как к чудикам, которым больше нечем заняться, то сейчас быть волонтером почетно, достойно. О них говорят, пишут, к ним обращаются в самых безвыходных ситуациях, и современное волонтерское движение превратилось не только в значимый социальный проект, но и в мощный инструмент воспитания достойного и порядочного человека и гражданина.

Именно поэтому волонтерское движение так популярно в школе. Школа – это совершенно особая среда, всегда находящаяся на стыке эпох и времен, тонко чувствующая любые изменения в обществе, оперативно реагирующая на все новое, умеющая любое социально значимое явление подчинять образовательным и воспитательным целям.

Наша школа №1245 одной из первых в Южном округе влилась в добровольческое движение московской молодежи. Сама идея в школе зародилась уже давно, а в 2017 году был создан первый волонтерский отряд, который на тот момент насчитывал более тридцати добровольцев-старшеклас­сников. Сегодня в школе №1245 действует мощное добровольческое объединение, в состав которого входят практически все учащиеся 8-11‑х классов.

Зачем школьники становятся волонтерами? Есть много причин: интерес, желание проявить творческие возможности, найти новых друзей, поделиться своим опытом, показать взрослость. Но самое главное – благородная объединяющая идея: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы. Ребята эту идею приняли, поэтому число волонтеров в нашей школе растет с каждым днем.

Концерты, акции, фестивали… Словом, добровольчество прочно вошло в жизнь старшеклассников, наполнив ее особым смыслом. С момента создания отряда прошло уже два года. Оглядываясь назад, хочется вспомнить множество замечательных проектов, в которых неоценимую помощь обществу и государству оказали волонтеры из числа учащихся школы №1245. Лица наших ребят – радостные, сияющие – можно увидеть на официальных фотографиях и с Международного военно-технического форума «Армия»-2019, и с Международного авиакосмического салона «МАКС»-2019, и даже с Международного форума «Доброволец»-2018. Но самой запоминающейся и самой любимой нашими ребятами в этом марафоне добрых дел остается акция «Старость в радость», когда вместе с командой портала Милосердие.ру учащиеся школы №1245 и другие добровольцы Москвы дарят одиноким бабушкам и дедушкам открытки, подарки, пишут письма, приезжают в гости на чай – дарят такое нужное, такое исцеляющее тепло своих сердец.

Естественно, что и педагоги с удовольствием используют подобные возможности добровольческой работы. Социальные, профилактические, гражданско-патриотические, благотворительные, экологические, спортивно-оздоровительные мероприятия стали неотъемлемой частью нашей деятельности.

С уверенностью можно сказать, что никакие уроки, семинары и другие традиционные формы обучения не сравнятся с одним походом в детский дом, больницу, приют для животных или дом ветеранов. Помогая другим, наши ребята становятся лучше, начинают задумываться над вещами, над которыми никогда не задумывались прежде. Происходит переоценка ценностей. И очень важно, что об этом ребята узнают не на уроках, сидя за партой, не из рассказов взрослых, не из книг, а постигают на собственном опыте. Это порождает желание действовать и дарит особую внутреннюю радость, которую всегда испытывает человек, думающий о других больше, нежели о себе.

Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности школьников.

Перед каждой акцией мы собираемся всей командой и распределяем обязанности между всеми участниками. Каждый чувствует свою личную ответственность за успех общего дела. Причем дело это всегда очень конкретное, одинаково для всех важное, поэтому мотивация очень высокая, хотя участие в волонтерских акциях исключительно добровольное! Кроме того, необходимо уметь договариваться между собой, уметь вступить в коммуникацию с разными людьми – пенсионерами, маленькими детьми, прохожими на улице, и учатся ребята этому опять-таки на практике. В команде всегда люди разного возраста. Старшие делятся своим опытом, младшие предлагают свежие идеи. Так рождается преемственность.

Ярчайший пример социальной активности ребят – наши долгосрочные проекты «Веселый коридор» (роспись детских больниц), военно-патриотический проект «Лига Героев», культурные проекты «Ночь искусств» и «Библио­ночь».

Конечно, огромная благодарность администрации и всем педагогам школы, которые оценили и поддержали эту замечательную идею, не жалеют сил и времени на волонтерскую работу с ребятами. Добровольчество стало настоящей национальной идеей, объединившей учителей, школьников и родителей, у нас появилось много замечательных друзей и единомышленников. Мы тесно сотрудничаем с ресурсным центром «Мосволонтер», Всероссийской общественной организацией «Добровольцы РФ» и Ассоциацией волонтерских центров России.

Ребята из нашего отряда, окончив школу, активно занимаются волонтерской деятельностью уже в вузах, являются членами студенческих советов и молодежных объединений. Таким образом, привлечение ребят к работе школьной волонтерской команды является примером деятельностного подхода к обучению и воспитанию, который, как показывает опыт работы, гораздо эффективнее традиционных методов обучения.

Анна САМСОНЕНКОВА,
библиотекарь школы №1245