Разработка концепции профессионального воспитания в организациях СПО – один из этапов федерального проекта «Профессионалитет». Он призван усовершенствовать систему подготовки рабочих кадров, сократить сроки обучения и перевести образование в принципиально новый формат – с уклоном на практику и интересы работодателей. Определяющую роль в подготовке специалистов нового уровня играет воспитательная работа.
Компоненты будущей концепции профессионального воспитания рассмотрели на обучающем семинаре, организованном Министерством просвещения РФ и Всероссийским детским центром «Смена». Мероприятие проходило с 4 по 7 октября 2023 года в Санкт-Петербурге и объединило около тысячи специалистов по воспитательной работе, директоров колледжей и их заместителей, кураторов учебных групп.
«Концепция профессионального воспитания – это важный документ, необходимость которого сегодня определена на государственном уровне. Мы как центр, исторической миссией которого является воспитание студентов профессиональных образовательных организаций, понимаем важность этой концепции и готовы сделать свой вклад в формирование основных постулатов воспитания человека труда. Уверен, что состоявшийся в рамках интенсива диалог станет отправной точкой в создании концепции и ускорит процесс формирования этого стратегически важного для всей системы СПО документа», – отметил директор ВДЦ «Смена» Игорь Журавлев.
Концепция должна стать главным ориентиром для ежедневного применения в колледжах, стратегическим документом для педагога среднего профессионального образования. Специалисты СПО отмечают, что сегодня важно воспитывать профессионала, который считает себя частью большой страны и личный успех связывает с успехом и устойчивостью своего государства.
В рамках обучения педагоги рассмотрели принципы, которым должен следовать современный человек труда, качества и навыки, которыми он должен обладать. Прежде всего это гражданин, любящий свою страну, с уважением относящийся к ее историческому и культурному наследию. Воспитать специалиста с высокоразвитой гражданской ответственностью, которому важно развитие страны, помогает военно-патриотическая работа в колледжах.
На обучающем интенсиве директор благотворительного фонда «Наша память» Игорь Коровин привел множество примеров организации военно-патриотических мероприятий для студентов СПО. Опираясь на собственный опыт, спикер отметил, что музейные квесты, клубы исторической реконструкции и военно-спортивные игры помогают молодежи легче изучать историю Отечества и на практике понять значение важных в истории нашего государства событий.
Военно-патриотическая работа в колледжах направлена в том числе на решение основных проблем нравственного воспитания молодежи. По мнению члена Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Светланы Поповой, сегодня у молодых ребят преобладают социальная инфантильность и размытые жизненные ценности. Отсюда необходимость развития у студентов таких качеств, как инициативность и целеустремленность. Эксперт отметила, что педагогу важно воспитать в каждом молодом специалисте уникальную экспертность. Она будет складываться из индивидуальных качеств личности, профессиональных и развитых гибких навыков. Одним из эффективных способов поддержки ребят являются гранты.
На обучающем интенсиве педагоги узнали все этапы получения грантовой поддержки и попрактиковались в проектной деятельности. Участники самостоятельно подготовили проекты по развитию образовательного туризма в регионах, историческим параллелям поколений, конкурентоспособности студентов на рынке труда и др. Все проекты представляли собой готовые кейсы по реализации воспитательных мероприятий в организациях СПО.
«Мы не только разобрались с содержательным наполнением воспитательной работы в колледжах, но и сформировали идеи, как улучшить эту систему в своих регионах. В нашей команде родилась идея организовать в четырех субъектах России историко-патриотический слет студентов, чтобы ребята ознакомились с культурой и традициями региона. Проект направлен на патриотическое воспитание молодежи, а еще поможет решить проблему нехватки живого общения, сложности путешествий на дальние расстояния, ведь для студентов СПО практически нет транспортных скидок и льгот. Мы уже продумали «дорожную карту», чтобы подать заявку на грант и получить финансирование», – рассказала заместитель директора по учебно-методической и научной работе Чебоксарского профессионального колледжа имени Н.В.Никольского Алевтина Кириллова.
Навыки проектной работы помогают молодежи развить стремление к карьерному росту. Руководитель проектов в сфере образования и молодежной политики государственной компании «Автодор», советник генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности Банка России Сергей Иванов рекомендовал специалистам по воспитательной работе сформировать проектный офис на базе СПО, установить календарный график конкурсов и провести семинары по проектной деятельности для педагогов и студентов.
Наряду с проектным мышлением важным компонентом в концепции профессионального воспитания является приобщение студентов к труду. Во время дискуссии представители учебных заведений из разных регионов страны делились своим опытом организации профориентационной практики. Так, директор Колледжа Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Таисия Челей рассказала об успешно развитой трудовой практике у студентов аграрных специальностей. Профессионально-трудовое воспитание реализуется в колледже с первого курса и включает практику в теплицах, садовые работы, выращивание зелени и другие виды деятельности. О прогрессе трудового воспитания в организациях СПО говорили и педагоги из Чувашской Республики.
Заместитель директора по учебной работе Чебоксарского медицинского колледжа Зоя Петрова: «Во время обучающего интенсива нам особенно откликнулась тема трудового воспитания, которое сегодня активно возрождается в колледжах. Интересно было послушать коллег из аграрной отрасли и поделиться своим опытом. В нашем колледже развивается санитарская практика, студенты помогают ухаживать за паллиативными пациентами в хосписах. Мы считаем возвращение к трудовому воспитанию в колледжах хорошей основой для становления молодого профессионала и формирования у него представления об общественно важной миссии его профессии».
Воспитание «человека труда» немыслимо без формирования главных общечеловеческих ценностей, в частности семейных. По мнению участников интенсива, сегодня в организациях СПО важно воспитывать не только конкурентоспособного специалиста, но и добропорядочного семьянина. Ученый-дефектолог, профессор, декан факультета специального образования Дагестанского государственного педагогического университета Патимат Омарова отметила важность мероприятий по сохранению психического здоровья ребят, формированию у них позитивных нравственных установок, обучения их добру и взаимопомощи. Также эксперт предложила участникам интенсива план мероприятий по формированию позитивного инклюзивного пространства в СПО. В него входят популяризация среди студентов волонтерства, инклюзивный блогинг, чемпионаты профессионального мастерства для ребят с ментальными нарушениями, фестивали рабочих профессий для людей с инвалидностью и повышение квалификации педагогов инклюзивного образования.
Мотивировать студентов активно участвовать в воспитательных мероприятиях помогают общественные движения. Советник председателя правления «Движения первых» и председатель Российского содружества колледжей Антон Актуганов ознакомил педагогов и директоров организаций СПО с проектами «Движения первых». Они помогают ребятам развивать социальные и гибкие навыки, мотивируют молодежь развиваться в профессии. Спикер поделился с участниками интенсива аналитическими инструментами, которые помогают понять интересы современных ребят, повысить у них мотивацию к труду.
Сделать воспитательную работу в СПО более эффективной помогают современные цифровые технологии. Вместе с Антоном Актугановым специалисты разобрали, как работать с нейросетью, которая может выполнять как рутинную, так и творческую работу. Искусственный интеллект может быть эффективным помощником в воспитании молодежи, если уметь грамотно им пользоваться.
О профориентационной работе в колледже рассказала советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №2016 Москвы Анна Рамазанова. Эксперт предложила при проведении профориентационных мероприятий объединять ребят в малые группы, заменить лекции на тренинги от мастеров производства и активно привлекать к мотивационным занятиям родителей студентов.
Обсуждая в педагогическом сообществе компоненты профессионального воспитания в СПО, мы постепенно приближаемся к формированию целостной концепции. По мере развития в стране федерального проекта «Профессионалитет» постепенно будет сформирован единый документ, объединяющий основные направления воспитательной работы. Концепция станет руководством к действию для руководителей и педагогов СПО и основой для профессионального становления целого сообщества молодых специалистов, готовых вывести экономику страны на принципиально новый уровень и укрепить ее технологический суверенитет.
Вера ТРЕТЬЯКОВА, фото автора
Комментарии