search
main
0

Воспитание сосредоточенности и привлечение к сотрудничеству

Информационные технологии в коррекционном образовании

Информационная технология – это совокупность средств и способов сбора, обработки и передачи информации с целью извлечения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Задача информационной технологии – изготовление данных с целью ее анализа человеком и принятия на его основе решения согласно выполнению какого-либо действия.

Применение информационных технологий в процессе обучения ребенка с нарушениями в развитии содержит огромное коррекционно-развивающее значение с целью улучшения действий нейродинамики, психомоторики, средовой активности, восприятия, внимания, разных видов речи и мышления, произвольной регуляции деятельности, механизмов общения.

Информационно-технологическая компетенция учителя – совокупность знаний, умений и навыков информационно-технологического процесса, которая включает определенный объем теоретико-практических манипулятивных операций по отбору, систематизации, созданию проективно-технологичного продукта с использованием компьютерной техники, внедрение его в коррекционную работу педагога с целью получения положительной динамики и оценки планируемого результата.

В работе О.И.Кукушкиной обоснованы целесообразность и ценность использования компьютера как нового средства обучения, его место и роль на различных уроках и индивидуальных занятиях на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, раскрыта коррекционная направленность уроков в компьютерном классе. Ученые считают, что использование компьютера в коррекционной работе стабилизирует эмоциональное состояние, выступает одним из средств самореализации личности.

Использование компьютерных технологий сегодня является новым этапом в специальной педагогике и проведении коррекционного процесса. Внедрение информационных технологий в процесс обучения детей с нарушениями в развитии помогает решать задачи как на уровне ученика (осуществлять дифференцированный подход к обучению, способствовать активизации непроизвольного внимания, формировать положительную мотивацию к коррекционно-педагогической деятельности), так и на уровне педагога (оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга коррекционной работы, повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство).

Применение информационных технологий в работе с детьми с нарушениями в развитии расширяет возможности работы с наглядным материалом, помогает успешно достичь поставленной цели, дифференцированной коррекции.

Внедрение компьютерных технологий в школах для детей с нарушениями в развитии позволило ученым определить их основные функциональные возможности, которые идентифицируются следующим образом:
– информационно-наглядное средство (используя компьютерные программы учебного типа, электронные пособия);
– пакет программных средств моделирующего типа;
– компьютерная дидактическая игра;
– пакет программ для проверки и контроля знаний и умений учащихся, уровня их мышления (в виде тестов, хронологических таблиц);
– демонстрационное средство при изучении нового материала;
– модель коммуникативной деятельности (модель «живого» диалога, пакет программных средств коррекционного направления).

В процессе использования компьютерной технологии в коррекции детей с нарушениями развития решается ряд задач, среди которых задачи:
– ознакомительно-адаптационного цикла: ознакомление детей с компьютером, правилами поведения, компьютерной программой, формирование у детей начальных навыков работы на компьютере в процессе проведения коррекционных занятий;
– коррекционно-образовательного и воспитательного циклов: коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей языковых и речевых средств: произношения звуков, просодики, фонематического восприятия, лексики, грамматического строя речи, формирование и развитие навыков учебной деятельности, словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания, мотивационной, эмоционально-волевой сфер, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, привлечение к сопереживанию, сотрудничеству;
– творческого цикла: развитие воображения, познавательной активности.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных средств обучения встраивается в систему коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционными задачами. Их реализация осуществляется при первостепенной роли учителя по принципу тройного взаимодействия «педагог – компьютер – ребенок». Учитель составляет индивидуальный план коррекционной работы в соответствии с психофизиологическими возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Компьютерные средства предоставляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей по коррекции отклонений в развитии ребенка. Педагог, использующий в работе компьютерную технику, должен решать две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умение пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизио­логических нарушений.

Эффективность обучения с помощью компьютера во многом зависит от качества учебных программ. При низких качестве этих программ и уровне подготовки педагогов, недостаточной сформированности коммуникативно-технологической компетенции коррекционных педагогов, в том числе учителей, компьютер, естественно, не оправдывает надежд по повышению эффективности коррекционного обучения, которые на него возлагаются, что требует новых перспективных теоретических разработок и эффективной практической их реализации.
Формирование определенного уровня знаний, умений и навыков у учителей предполагает наличие следующих качеств:
– гностических, предусматривающих овладение определенным объемом знаний, умений и навыков по внедрению компьютерной техники в процесс обучения, сознательного использования информационных технологий в коррекционном процессе;
– мотивационных, формирующих устойчивый интерес и заинтересованность логопедов к внедрению информационных технологий, стремление к компьютеризации коррекционного процесса, учитывая уровень психофизического и речевого развития ребенка с нарушениями в развитии.

Эффективное внедрение в коррекционную работу информационных технологий дает учителю возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития всего коррекционно-образовательного процесса в целом, помогает создавать надежную систему мониторинга коррекционного воздействия, повышать квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки педагога.

Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения ребенка, в первую очередь принимают во внимание закономерности и характерные черты их развития, а кроме того, полагаются на инновационные технологии преодоления и предотвращения отклонений в развитии.

Таким образом, использование информационных технологий становится основой сложного и многоступенчатого процесса развития, коррекции, воспитания и обучения ребенка, который в силу своих особенностей имеет особые потребности в обучении и воспитании.

Наталья КУЗМИЧЕВА, учитель начальных классов школы №1321 «Ковчег»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте