search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству
0

Воспитание сосредоточенности и привлечение к сотрудничеству

Информационные технологии в коррекционном образовании

Информационная технология – это совокупность средств и способов сбора, обработки и передачи информации с целью извлечения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Задача информационной технологии – изготовление данных с целью ее анализа человеком и принятия на его основе решения согласно выполнению какого-либо действия.

Применение информационных технологий в процессе обучения ребенка с нарушениями в развитии содержит огромное коррекционно-развивающее значение с целью улучшения действий нейродинамики, психомоторики, средовой активности, восприятия, внимания, разных видов речи и мышления, произвольной регуляции деятельности, механизмов общения.

Информационно-технологическая компетенция учителя – совокупность знаний, умений и навыков информационно-технологического процесса, которая включает определенный объем теоретико-практических манипулятивных операций по отбору, систематизации, созданию проективно-технологичного продукта с использованием компьютерной техники, внедрение его в коррекционную работу педагога с целью получения положительной динамики и оценки планируемого результата.

В работе О.И.Кукушкиной обоснованы целесообразность и ценность использования компьютера как нового средства обучения, его место и роль на различных уроках и индивидуальных занятиях на всех этапах школьного обучения детей с отклонениями в развитии, раскрыта коррекционная направленность уроков в компьютерном классе. Ученые считают, что использование компьютера в коррекционной работе стабилизирует эмоциональное состояние, выступает одним из средств самореализации личности.

Использование компьютерных технологий сегодня является новым этапом в специальной педагогике и проведении коррекционного процесса. Внедрение информационных технологий в процесс обучения детей с нарушениями в развитии помогает решать задачи как на уровне ученика (осуществлять дифференцированный подход к обучению, способствовать активизации непроизвольного внимания, формировать положительную мотивацию к коррекционно-педагогической деятельности), так и на уровне педагога (оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга коррекционной работы, повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство).

Применение информационных технологий в работе с детьми с нарушениями в развитии расширяет возможности работы с наглядным материалом, помогает успешно достичь поставленной цели, дифференцированной коррекции.

Внедрение компьютерных технологий в школах для детей с нарушениями в развитии позволило ученым определить их основные функциональные возможности, которые идентифицируются следующим образом:
– информационно-наглядное средство (используя компьютерные программы учебного типа, электронные пособия);
– пакет программных средств моделирующего типа;
– компьютерная дидактическая игра;
– пакет программ для проверки и контроля знаний и умений учащихся, уровня их мышления (в виде тестов, хронологических таблиц);
– демонстрационное средство при изучении нового материала;
– модель коммуникативной деятельности (модель «живого» диалога, пакет программных средств коррекционного направления).

В процессе использования компьютерной технологии в коррекции детей с нарушениями развития решается ряд задач, среди которых задачи:
– ознакомительно-адаптационного цикла: ознакомление детей с компьютером, правилами поведения, компьютерной программой, формирование у детей начальных навыков работы на компьютере в процессе проведения коррекционных занятий;
– коррекционно-образовательного и воспитательного циклов: коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей языковых и речевых средств: произношения звуков, просодики, фонематического восприятия, лексики, грамматического строя речи, формирование и развитие навыков учебной деятельности, словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти, внимания, мотивационной, эмоционально-волевой сфер, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, привлечение к сопереживанию, сотрудничеству;
– творческого цикла: развитие воображения, познавательной активности.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных средств обучения встраивается в систему коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционными задачами. Их реализация осуществляется при первостепенной роли учителя по принципу тройного взаимодействия «педагог – компьютер – ребенок». Учитель составляет индивидуальный план коррекционной работы в соответствии с психофизиологическими возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Компьютерные средства предоставляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей по коррекции отклонений в развитии ребенка. Педагог, использующий в работе компьютерную технику, должен решать две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умение пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизио­логических нарушений.

Эффективность обучения с помощью компьютера во многом зависит от качества учебных программ. При низких качестве этих программ и уровне подготовки педагогов, недостаточной сформированности коммуникативно-технологической компетенции коррекционных педагогов, в том числе учителей, компьютер, естественно, не оправдывает надежд по повышению эффективности коррекционного обучения, которые на него возлагаются, что требует новых перспективных теоретических разработок и эффективной практической их реализации.
Формирование определенного уровня знаний, умений и навыков у учителей предполагает наличие следующих качеств:
– гностических, предусматривающих овладение определенным объемом знаний, умений и навыков по внедрению компьютерной техники в процесс обучения, сознательного использования информационных технологий в коррекционном процессе;
– мотивационных, формирующих устойчивый интерес и заинтересованность логопедов к внедрению информационных технологий, стремление к компьютеризации коррекционного процесса, учитывая уровень психофизического и речевого развития ребенка с нарушениями в развитии.

Эффективное внедрение в коррекционную работу информационных технологий дает учителю возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития всего коррекционно-образовательного процесса в целом, помогает создавать надежную систему мониторинга коррекционного воздействия, повышать квалификацию и совершенствовать профессиональные навыки педагога.

Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения ребенка, в первую очередь принимают во внимание закономерности и характерные черты их развития, а кроме того, полагаются на инновационные технологии преодоления и предотвращения отклонений в развитии.

Таким образом, использование информационных технологий становится основой сложного и многоступенчатого процесса развития, коррекции, воспитания и обучения ребенка, который в силу своих особенностей имеет особые потребности в обучении и воспитании.

Наталья КУЗМИЧЕВА, учитель начальных классов школы №1321 «Ковчег»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте