1 октября. Вновь Дворец творчества детей и молодежи города Магнитогорска. Второй тур. Второе задание для пятнадцати финалистов «Учителя года России-2010» – «Открытые дискуссии» – кажется не таким сложным, как мастер-класс, если бы не коварное слово «открытые». Обсуждать проблемы образования с товарищами приятно, но делать это на глазах публики и под пристальным вниманием жюри?..
Для участия в дискуссиях «пятнашка» была разбита на три пятерки. Каждое испытание длится ровно 50 минут. В первую группу вошли биолог Галина Ус из Мурманской области, учитель информатики и ИКТ Екатерина Латыпова из Оренбурга, историк Инна Черенкова из Санкт-Петербурга, филолог Гульнара Сабитова из Челябинска, учитель русского языка и литературы из Липецкой области Нина Павлова. Модерировал общение абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1994», главный редактор издательства «Академии развития» Михаил Нянковский. Тема обсуждения: «Успешный в школе – успешный в жизни».
На вопрос «Определяют ли успехи в школе успешность человека в жизни?» Инна Черенкова ответила утвердительно и пояснила: «Буду говорить применительно к собственному опыту, опыту деятельности моей гимназии №56 Петербурга. Ученик, которому мы помогаем почувствовать успех в школе, настроен на взаимодействие в обществе, а не на критику, поддерживает себя и окружающих. Это гарантия успеха в жизни. Важно понимать, что успех – это не материальное состояние». Гульнара Сабитова не совсем согласна с точкой зрения коллеги: «Мы говорим: «успех в жизни». А школа – не жизнь? Не надо разделять. Школьная жизнь – самоценная реальность. И если мы не учитываем это обстоятельство, то вместе с водой выплескиваем ребенка».
«А кто в жизни достигает успеха?», – поинтересовался Михаил Нянковский. Нина Павлова призналась: «Больших успехов достигают троечники. Они пытаются найти нестандартный выход. Отличник напоминает травмайчик, который идет по рельсам». Галина Ус вспомнила парадокс: «Известны люди, которые были неуспешны в школе и добивались успехов в жизни – Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн». Екатерина Латыпова уверена: «Ребенок должен увидеть все возможности, которые дает школа. Я на уроках создаю ситуацию успеха». Участники обсуждения так же пришли к выводу, что для многих учеников сам его учитель – неудачник. Однако «необходимо переломить это понимание своей профессии самим учителем», убеждена Екатерина Латыпова.
* * *
Тема для второй дискуссии: «Современный учитель – каков он?». Состав группы: историк из Московской области Наталия Талаева, филолог из Тюмени Ольга Редина, учитель начальных классов из Республики Башкортостан Елена Кузьмина, учитель истории, права и МХК Пётр Галанюк, географ из Красноярского края Татьяна Лобанова. Модератор – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1993», филолог, поэт Олег Парамонов.
Ведущий начинает разговор с того, что предлагает назвать три составляющих успеха учителя. Наталия Талаева считает, что это: «Любовь к детям, профессионализм, саморазвитие». Ольга Редина уверена: «Без способности делиться идеями учителя нет». Елена Кузьмина называет главное – «морально-нравственный стержень учителя». Пётр Галанюк перечисляет: «Первое – посвященность. Второе – открытость или сердечность учителя. Третье – человечность». «Образование и профессионализм, желание работать в школе, общая культура человека», – мнение Татьяны Лобановой.
О том, каким должен быть современный учитель, что мешает ему работать в школе и самосовершенствоваться, постоянно пишет «Учительская газета». Так что многие вопросы для дискуссии взяты с ее страниц, например, «Когда прекратиться бумажный вал отчетности?», «Должен ли современный учитель повышать квалификацию и в какой форме?». Наконец, модератор попросил учителей высказать свое мнение по поводу заявления министра образования и науки РФ о необходимости сократить 200 тысяч педагогов российских школ. «Есть ли в вашей школе такие учителя? Кого вы считаете лишним?». Вот такие варианты ответов предложили лауреаты конкурса.
Пётр Галанюк: «Люди, которые испытывают потребность учить, должны остаться».
Ольга Редина: «Те, кто видят в профессии учителя только обязанность, долг, тягость, будут вынуждены уйти».
Татьяна Лобанова: «Этическая проблема – как сказать человеку, что ему нужно уйти из школы? И у меня в школе есть такие учителя, но они не собираются уходить. Учитель, которому не интересно работать, вынужден это делать, потому что ему нужны деньги».
Елена Кузьмина: «Для меня самое страшное – равнодушие».
Наталия Талаева: «Учитель – профессионал. Если это качество начинает западать, в школе человеку не место. Однако у нас в сельской школе другая проблема – школа старовозрастная, нам не уменьшать, нам зазывать надо!».
«В чем секрет успешности современного учителя? И успешны ли вы, ваши коллеги?», – задает Олег Парамонов ключевой вопрос.
Татьяна Лобанова уверена: «Участие в конкурсе – преодоление трудностей, а это и есть успех. И еще: учитель успешен, когда его благодарит ученик». Ольга Редина добавила: «Ощущение нужности – успех». У Наталии Талаевой своя точка зрения: «Успешный учитель умеет удивлять – самого себя, ученика, родителей, окружающих, удивляется сам». Елена Кузьмина считает, что успешный учитель – это «уверенный в себе, самостоятельный человек».
И еще один аспект темы, весьма болезненный – права современного учителя, степень его защищенности. Пётр Галанюк видит учителя работником «сервисной школы» и уверен: «Изменение статуса учителя – важный вопрос». «Образование с точки зрения географии – сфера услуг», – уверена Татьяна Лобанова. – Но с точки зрения образования – нет. Что происходит в жизни? Дети часто говорят: «Вы нарушаете наши права». А когда то же самое говорит учитель, против этого восстает общество».
Третья пятерка лауреатов получила для обсуждения такую тему: «Школа для школы или школа для жизни?». Модератором разговора вновь стал Михаил Нянковский. А участниками – филолог Вячеслав Вахрамеев из Вологодской области, учитель физической культуры из Ханты-Мансийского автономного округа Артур Коршунов, математик из Москвы Михаил Случ, химик из Чеченской Республики Роза Халадова, биолог из Тульской области Андрей Гарифзянов.
Модератор задает вопрос: «Достаточно ли только знаний, чтобы подготовить ребенка к жизни? Или что-то еще надо?».
Вячеслав Вахрамеев уверен: «В школе ребенок должен проживать различные роли. Чем их больше, тем легче подготовиться к жизни». Артур Коршунов говорит о том, что считает важным: «Мы все знаем точно, что ученику во взрослой жизни потребуется здоровье. Это капитал на всю жизнь. Школа должна формировать в том числе культуру здоровья». Роза Халадова высказывает точку зрения не только учителя, но и мамы: «Интеллектуальное воспитание без духовного – угроза для общества. Не надо забывать о добре, толерантности, этикете». Михаил Случ краток: «Детям в школе необходимо получать опыт человеческих отношений». Михаил Нянковский уточняет: «А опыт взаимоотношений с людьми школа дает?». Михаил Ильич отвечает: «Конечно. Хотя этот опыт далеко не в полной мере соответствует вопросам, которые жизнь поставит перед выпускниками».
Еще один важный вопрос: «Готовит ли школа к принятию самостоятельных решений?».
Вячеслав Вахрамеев привел пример: «Я знаю школу в глубинке Вологодской области, которая стала центром социума. Там самоуправление начинается в раннем возрасте и продолжается до выпуска. Вместе работают и решают проблемы ученики, родители, учителя, предприниматели и т.д. Школа способна давать такой опыт».
Артур Гарифзянов убежден: «Школа – модель реальной взрослой жизни. Она должна давать социальный опыт познания, общения, взаимодействия».
А вот вопрос с подвохом: «Не кажется ли вам, что школа дает ребенку много того, что ему не понадобится никогда?». Роза Халадова отвечает на него искренне: «Да, я согласна, много». Андрей Гарифзянов дискутирует: «Избыточность необходима. Жизнь устроена так, что часто нам приходится менять сферу профессиональной деятельности. Надо быть ко всему готовым». Роза Халадова поднимает брошенную перчатку: «Мне кажется, это неправильная установка. Не все должны получать знания. Кто-то с удовольствием учит химию, а кто-то лучше смастерит стол». Михаил Случ уверен: «Учитель в этом вопросе скорее на стороне ученика, чем школы».
«Учительство – массовая профессия. Не может каждый педагог соответствовать требованиям дня», – ставит проблему модератор. «Личность может воспитать только личность. Мне повезло с учителями. Учителю нужно дать время на самообразование, рост. Порой некогда сходить в театр, да и не на что. Надо разгрузить учителя и дать ему возможность быть на шаг впереди своих учеников», – говорит Вячеслав Вахрамеев. Роза Халадова считает: «В школу надо привлекать новую силу. И должно быть больше учителей-мужчин. Когда школу в свои руки возьмут мужчины, многие проблемы исчезнут». Михаил Случ видит такой выход: «Институт учительства должен быть открыт. При всех рисках».
Дискуссии остались позади, время расслабиться и отдохнуть… с пользой. Стихийно собранной команде участников конкурса «Учитель года России-2010» предстоит сразиться с прославленной командой Высшей лиги КВН из Магнитогорска «Уездный город». Все по-настоящему. Свистящий и аплодирующий зал. Ведущий – участник команды «Уездный город» Сергей Писаренко. Представительное жюри: зам. главы города Магнитогорска по социальным вопросам Сергей Кимайкин, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, начальник отдела Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Олег Роскин, главный специалист Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. Этапы игры – «Визитка», «Разминка» – игра с залом, «Домашнее задание».
Соперники, конечно, профессионалы, но учителя берут задором и смелостью (ведь после первого этапа «Учителя года» уже ничего не страшно!).
Номера команды «Пеликан» очень яркие, красочные, полные музыки и танцев. Под музыку из передачи «В мире животных» создают собирательный образ конкурсанта: «Учителюс обыкновенутус в спокойной обстановке совершенно безопасен для окружающих. Питается дневниками, тетрадями и «святым духом». Рефреном в «Визитке» проходит образ абстрактного министра, который никак не может остановить утечку из школы мужчин-учителей, хотя приказывает повесить над дверью то желтый квадрат, то зеленый треугольник. Небольшие репризы вызывают дружный хохот зала. «А у меня стальные нервы, и каждый день мои ученики на них играют!». Два конкурсанта (наверное, те самые учителя-мужчины, которые, не успели убежать из школы) зачитывают «Десять признаков того, что вы хороший учитель». Вот такой, например, показательный признак: «Ваша девушка вам изменила, а вы ее простили, потому что она принесла записку от родителей». Радостный выдох: «Мы учителя, и у нас классная работа!».
«Домашнее задание» нашей учительгодовской команды – это сказка про Федота-стрельца, которого руководство отправило на конкурс «Учитель года». Федот приехал и стал просить:
«Ой, жюри, я очень рад,
Я не требую наград.
Дайте пару пеликанов
И поеду я назад».
И еще одно стихотворное, уже и не шуточное совсем наблюдение:
«Но хочу я вам сказать,
Кто там будет побеждать…
Побеждает все же школа
И учительская рать!».
Игра окончилась ничьей. А конкурсантам удалось быстро и безболезненно снять стресс.
Бесконечный день, перешедший в вечер, продолжается важным событием – встречей участников конкурса «Учитель года России-2010» с министром образования и науки РФ Андреем Александровичем Фурсенко. Андрей Фурсенко поздравил «пятнашку» с выходом во второй тур. Он уверен: «Этот конкурс останется в истории Магнитогорска и уральского образования. Один результат уже достигнут – очень хорошие учителя поделились методиками, подходами. Пообщаться с коллегами, узнать что-то новое – это очень здорово». Министр пообещал, что ответит на любые вопросы.
И вопросов действительно оказалось немало. Андрей Шевченко, учитель истории из Краснодарского края, поинтересовался, какой подход к преподаванию Андрей Фурсенко считает правильным – метапредметный или компетентностный? Министр считает, что не надо противопоставлять одно другому. «Для ребят, которые мотивированы на обучение, подходит традиционный подход. Для ребят, которые не мотивированы, более ценным является преподавание на основе определенных блоков. Все зависит от того, кого вы учите».
«Какие-то программы, направленные на модернизацию сельской школы, будут реализовываться?», – спросил Денис Борзаков, учитель русского языка и литературы из Самарской области. «Активно развивается идеология базовых школ», – ответил Андрей Александрович. – К сожалению, количество малокомплектных школ не уменьшается. В такой школе дать качественное образование практически невозможно. С другой стороны, я противник интернатного образования. Желательно, чтобы ребята жили в семье и получали образование рядом с домом».
Вопрос биолога из Тверской области Андрея Гарифзянова: «Увеличатся ли квоты на федеральный грант по нацпроекту для учителей?». Участники встречи узнали, что была идея отдать гранты для учителей на уровень регионов, но затем принято решение некоторое количество лучших учителей выделять на федеральном уровне. «Подход, когда не очень большое количество грантов, разумен», – заключил министр.
Были вопросы о ЕГЭ, о судьбах естественно-научного образования, о качестве образования в педагогических вузах, об олимпиадном движении, конечно, о кадрах. Андрей Фурсенко считает: «Мы не должны школу использовать как некий институт, который бы позволял скрывать безработицу. Чтобы привлечь учителей в школу, мы должны дать им интересную полноценную работу. Мы должны сделать так, чтобы в школе проходила ротация кадров. Ситуация в школе улучшается – повышается зарплата, появляется новое оборудование, интересные учебники. Не хотят люди из школы уходить. Молодые люди говорят, что нет вакансий, невозможно устроиться в школу. Сегодня в российских школах 19% пенсионеров. Некоторые из них уже с трудом могут освоить информационные технологии».
В заключение руководитель министерства образования и науки РФ сказал: «В последнее время возникло ощущение, что образование стало приоритетным в обществе. Учитель, как правило, не чувствует себя униженным человеком. Благодаря ЕГЭ, он может объяснить кому угодно, что бессмысленно рисовать отметки, ребенок должен учиться. Те изменения, которые происходят, базовых ценностей не подрывают. Не мне судить о том, что хорошего или плохого произошло, судить вам и родителям. Но все опросы показывают, что удовлетворенность общества образованием медленно растет последние 5-6 лет».
Фото Алексея Ветчинкина и Оксаны Родионовой
Комментарии