search
main
0

Вокруг 400 баллов

Умные дети, способные на любом экзамене показать выдающиеся результаты, были всегда. Мы в свое время специально брали у таких школьников интервью, и, как правило, всякий раз подтверждалось одно и то же.

Во-первых, это, безусловно, одаренные школьники. Я бы смело назвал их нашей будущей интеллектуальной элитой. Во-вторых, все они занимались либо в продвинутых школах, либо с хорошими учителями. Что далеко ходить, Алика Осадчая – одна из трех учениц, набравших в этом году 400 баллов, учится в школе, где работает абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Михаил Гуров. Он преподает там математику – один из предметов, по которому у Алики закономерная сотня. В-третьих, безусловно, огромную роль тут играет семья, поскольку именно она в первую очередь мотивирует своего ребенка на обучение в целом и на подготовку к экзаменам в частности. В-четвертых, стоит отметить роль системы дополнительного образования: подавляющее большинство детей, демонстрирующих солидные успехи в учебе, занимаются в каких-либо кружках, секциях, посещают дополнительные занятия, факультативы и так далее. Плюс, конечно же, репетиторы (хотя большая часть стобалльников уверяют, что готовились сами), самостоятельное прохождение тестов на специальных интернет-платформах и так далее.

Но тут, как мне кажется, весьма любопытна сама тенденция. Если в первые годы получить 100 баллов на каком-либо экзамене казалось сенсацией, то потом выяснилось, что это не предел и что во время сдачи ЕГЭ можно набрать 100 баллов не только по одной дисциплине, но и по двум, трем и даже четырем, причем количество таких выпускников растет. О чем это говорит?

Дело вот в чем. Любая форма стандартизированного оценивания, если ее не менять и не развивать, вызывает, грубо говоря, привыкание. К ней начинают приспосабливаться. Это, кстати, касается не только ЕГЭ, но и вообще любых испытаний, включая международные. И в этом плане мы как раз и получаем то, что имеем. Важную роль в этом плане играют тренировки, суть которых, как это ни банально, в освоении формата сдачи экзамена. Вспомним себя, когда нам приходилось какую-то анкету заполнять первый раз, сколько времени мы на нее тратили по сравнению с теми, кто ее заполнял уже сотый раз? Некоторые называют это натаскиванием, но это неправильно, на самом деле это всего лишь отработка навыка заполнения анкеты. Если предмет не знаешь, то это тебе не поможет.

Любопытно, что это касается и того самого теста на IQ (интеллектуальный коэффициент). Если предложить его даже очень умному человеку, который видит это впервые, он продемонстрирует весьма низкий уровень интеллекта, особенно если учесть, что тест выполняется на время. Но стоит ему порешать нечто подобное какое-то количество времени, и результат будет совсем иным.

Напомню, в самом начале, когда все только начиналось, была такая установка: 100 баллов должны набрать единицы выпускников, иначе как высокоселективным вузам набрать лучших? Но, как мы видим, люди ко всему приспосабливаются. И, мне кажется, имеет смысл эту планку опять повысить.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте