Не миновала горькая участь усадьбу знатного вельможи екатерининских времен Николая Яковлевича Аршеневского.
Исчез искусно разбитый парк и украшавшие его изящные павильоны. В центральном доме, построенном в стиле русского классицизма, разместились цеха типографии… Но нашлись люди, небезразличные к судьбе бывшей усадьбы. Благодаря совместным усилиям правительства Москвы, Главного управления охраны памятников и реставрационной фирмы “Смирвальд” здание полностью восстановлено. Лишь старые фотографии напоминают о том, какую колоссальную работу пришлось проделать ученым, архитекторам, художникам, реставраторам, чтобы вернуть ему прежний облик. Именно здесь, в старинном московском особняке, состоялось недавно открытие музея мебели.
Первый музей мебели был создан в Москве в 1919 году. Его основу составила уникальная коллекция российского предпринимателя и мецената В. Гиршмана. Несколько раз музей менял адреса (Мясницкий проезд, Нескучный сад), и в 1926 году его расформировали.
В допетровские времена мебель была весьма простой. Сундуки, лавки, грубо сколоченные полки, брошенные на козлы доски, заменяющие стол, – вот и вся нехитрая, известная на Руси мебель. Ее можно было встретить в доме боярина и в крестьянской избе. Положение дел изменилось при Петре I. Посетив Европу, юный царь наряду с секретами судостроения, новыми модами в одежде и прическах привез с собой и образцы иноземной мебели, повелев учиться ее изготавливать.
Старейшим из экспонатов, представленных в музее, стал комод времен Петра I. Он выполнен из яблони и декорирован ореховым деревом. Уникальна полковая касса, изготовленная в 1812 году, далекий предок современных переносных сейфов. Кстати, замки на этом сундуке и по сей день находятся в рабочем состоянии.
О быстро растущем уровне мастерства русских краснодеревщиков свидетельствует ломберный стол (для игры в карты). Создан он во второй половине ХVIII века. Работая над ним, мастера применили технику “наборного дерева”. Среди использованных в его оформлении пород – редкий для России палисандр. Этот сорт древесины отличается высоким содержанием смолы, которая продолжает выделяться на протяжении ряда лет. Это затрудняет использование древесины палисандра при изготовлении мебели и требует специальной обработки, секреты которой мастерам удалось разгадать.
А вот “Кресло Нострадамуса”. Его спинка сделана в виде коричневого магического плаща, спадающего вниз. Он как бы отделяет знакомый нам мир от мира неведомого, потустороннего. И только ворон – вещая птица, восседающая на хрустальном шаре, что установлен вверху спинки, видит и настоящее, и грядущее… Оригинален набор столовой мебели “Памяти Петрова-Водкина”. Разновеликие, порой покосившиеся стулья, с виду наспех сколоченные, перетянутые декоративной деревянной веревкой, воплощают собой идею о бренности бытия. Но все же оно прекрасно! Мысль эта воплощена краснодеревщиками в мозаике из полудрагоценных камней, выложенной на крышке стола. Это один из натюрмортов Кузьмы Петрова-Водкина, изображающий обед жителя Петрограда в 1919 году: селедка, картошка, хлеб. Рядом, как символ памяти о художнике, вмонтирован стакан, наполненный водкой.
Планы у музея большие. Впереди создание культурно-просветительского центра с реставрационной мастерской, столярным цехом, компьютерной базой данных о всех стилях мебели. Пожелаем ему успехов.
Ольга ШВЕЦОВА
Комментарии