Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Одна из главных задач современной педагогики – научить детей мыслить нестандартно, системно, креативно.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития предпосылок одаренности, поэтому одним из современных направлений является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. И сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ведущими выступают методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, исследовательские, проектные. Наш девиз: «Творчество во всем!».
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80‑х годах. Родоначальником является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер, известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал и для детей.
Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Могут ли освоить методы ТРИЗ дети дошкольного возраста? Да! И с большим успехом. Ведь 4‑5‑летние дети – просто вулканы фантазии!
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, в ходе которой дети учатся выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. А правила игр дают пути этой работе!
Образовательная ТРИЗ-технология для дошкольников построена на основе увлекательных коллективных игр. Педагог не должен давать ребенку готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен научить ее находить.
А дети любят решать трудные задачи. И пусть решают их самостоятельно, не нужно бояться давать им творить – это единственная возможность расти. А правильный ответ со временем найдется!
Быть тризовцем – это чуть-чуть опережать время!
Ну что ж… Пожалуй, начнем наше знакомство с «Волшебной дорожки»!
Жило-было яблоко. Поспело оно, свалилось с дерева и отправилось в путешествие по необычной тропинке.
Что могут узнать о яблоке глазки? Яблоко румяное, круглое и большое!
Что может узнать о яблоке носик? Яблоко ароматное, душистое и свежее!
А ручки? Ушки? Язычок? Каждый ребенок в команде рассказывает о свойствах предмета, которые можно узнать с помощью конкретного анализатора. Какое оно, оказывается, замечательное, это яблоко!
Ну а теперь научим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. А их великое множество! Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит эти противоречия, «тайну двойного». От противоречий нельзя уйти, их надо разрешить!
Кто желает поиграть с нами в «Хорошо – плохо»? Эта игра – мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах! Выбираем объект и предлагаем найти его положительные и отрицательные качества. Детей 4‑5 лет можно делить на две команды, одна команда называет, что хорошо, другая – что плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. Итак, снегопад – это хорошо или плохо? Детям важно не только усвоить, что все может быть и хорошим, и плохим, но и уметь принимать позицию другого человека, отличную от своей, уважать мнение другого.
Что будет, если заяц, снег, сахар вдруг станут черными? Что будет, если вдруг дождик станет сладким? Игра «Черное и белое» поможет нам разрешить эти противоречия. Позволим детям проявить фантазию и предложить свои варианты ответов.
А теперь поиграем в «Сказка наизнанку». Это один из вариантов игры в «перевирание» сказок. Она состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Что будет, если семеро козлят будут злыми, а волк – добрым? Станет ли заботливая мачеха любить проказницу Золушку? Поощряется любой ответ, процесс сопровождается только положительными эмоциями. Выслушиваем каждого, восхищаемся любой идеей, не даем отрицательных оценок! У нас всегда «интересно», «необычно», «любопытно», «удивительно» и «замечательно»!
ТРИЗ помогает сохранить в ребенке волшебника. Воображая, фантазируя, каждый ребенок становится созидателем чудес.
Я считаю, что современные педагоги должны находить неординарные технологии воспитания и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
Используемые в работе с детьми методы направлены на развитие их творческих способностей, что дает возможность сформировать интеллектуально развитую и неординарную личность. Ведь педагогическое кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален!»
Как минимум мы сами должны уметь видеть необычное в обычном и новое в привычном и уметь показать это новое и необычное детям.
Значит, будем и дальше учиться и, конечно, играть в ТРИЗ!
Анна ТИМОФЕЕВА, воспитатель школы №508
Комментарии