В связи с планируемым переходом к профильному обучению, а также в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, в который были включены элементы астрофизики, в издательстве «Дрофа» к учебнику «Физика. 11 класс» вышла дополнительная глава «Эволюция Вселенной», подготовленная автором учебников Валерием Алексеевичем КАСЬЯНОВЫМ.
Касьянов В.А. «Эволюция Вселенной» (Дополнительные главы к учебнику «Физика. 11 класс»)
В авторской программе, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, была заложена следующая идея. Сначала изучение окружающего мира происходит в результате последовательной детализации структуры объектов – от больших масштабов к меньшим. Затем в дополнительной главе эволюция Вселенной в результате Большого взрыва рассматривается в обратной последовательности – от меньших масштабов к большим.
Вот лишь часть вопросов, которые обсуждаются в этой главе.
Когда и каким образом возникла Вселенная. Как она изменялась. Почему она так выглядит в настоящее время. Как образовывались астрономические структуры (такие как Галактика, Солнечная система) и объекты (Солнце, планеты, кометы и т.д.). Почему Вселенная так выглядит в настоящее время. Когда и как возникла органическая жизнь на Земле. Существуют ли другие высокоразвитые цивилизации. Каковы возможные сценарии дальнейшей эволюции Вселенной.
Принцип подачи материалов дополнительной главы тот же, что и в учебнике:
1. Аргументированность и доказательность используемых утверждений, выяснение физического смысла основных принципов и законов:
– с помощью простых модельных соображений показано, что закон Хаббла, т.е. пропорциональность скорости разбегания галактик расстоянию до них, является следствием однородности и изотропности Вселенной;
– объясняется состав водородно-гелиевой плазмы в ранней и современной Вселенной и т.д.
2. Применение простых математических выкладок и качественных оценок, легко воспроизводимых учащимися:
– оценивается число звезд в Галактике;
– выясняется примерный возраст Вселенной и т.д.
3. Максимальное использование корректных физических моделей и аналогий:
– к примеру, с помощью моделей Вселенной Фридмана находится критическая плотность Вселенной, а также выясняются возможные сценарии эволюции Вселенной в зависимости от величины ее реальной плотности, рассматривается модель пространства, искривленного гравитацией.
4. Приводятся современные данные:
– например, анизотропия реликтового излучения связывается с образованием астрономических структур (сверхскоплений галактик). Подобные исследования американских ученых Джона Мазера и Джоржа Смута были удостоены Нобелевской премии по физике за 2006 год.
5. Реализация идеи межпредметных связей:
– сформулированы необходимые условия для возникновения органической жизни на планете;
– приведены оценки числа высокоразвитых цивилизаций во Вселенной.
6. Активное использование иллюстраций и таблиц, среди которых:
– основные периоды эволюций Вселенной;
– эволюция звезд различной массы;
– основные термоядерные реакции в звездах и др.
Дополнительная глава завершается «Основными положениями», обобщающими изложенный материал, содержащими основные определения, законы, формулы.
Материал, изложенный в главе «Эволюция Вселенной», может использоваться при работе с любым учебником по физике, предназначенным для средней (полной) образовательной школы.
Комментарии