Ситуация в сфере образования предполагает серьезное изменение управленческой и педагогической действительности. Очевидна потребность переосмысления деятельности методических служб на уровне образовательного учреждения, на окружном и региональном уровнях, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров. Все это нужно прежде всего для развития научно-методического потенциала окружной системы образования. Сегодня в условиях динамичных преобразований и кардинальных сдвигов в системе столичного образования социально-педагогическое проектирование стало принципиально новым и фундаментальным способом для адекватных изменений в образовании, создания условий и выявления внутренних механизмов его развития.
В прошедшем учебном году наш методический центр целенаправленно работал над реализацией задач, определенных приоритетным национальным проектом «Образование», программой «Столичное образование – 4» и программой развития окружного образования, на основе проектирования и прогнозирования как функций современного управления была сформирована и программа развития самого методического центра.
Приоритетные проекты ОМЦ в 2006-2007 учебном году были связаны с задачей повышения качества образования школьников.
Проект «Окружной мониторинг качества образования» предусматривал системное отслеживание результатов образовательной подготовки учащихся округа в текущем учебном году. Открывая в августе 2005 года на базе Окружного методического центра новую аналитико-диагностическую лабораторию (АДЛ), основным направлением деятельности которой стал мониторинг и оценка качества образования в округе, мы серьезно занимались понятием «качество образования», взяв за основу принцип динамизма, предполагающий единство качества процесса и результата.
Проанализировав свою работу и сотрудничество с Московским центром качества образования по организации и проведению стартового, рубежного и итогового контроля знаний учащихся, мы поняли, что необходимо проводить окружной образовательный мониторинг в одной системе и с едиными подходами, которые уже продуманы и апробированы МЦКО.
Поэтому была разработана Программа мониторинга образовательных достижений учащихся округа, основными целями которой стали создание целостной системы оценивания образовательных результатов учащихся в округе и формирование портфолио учащихся как накопительной оценки учебной деятельности.
Полученные в ходе мониторинга результаты и их анализ, на наш взгляд, не только позволяли создать информационную базу данных о состоянии уровня обученности учащихся школ по различным предметам, но и выявили проблемы в преподавании учебных предметов, помогли выделить оптимальные учебные планы, учебники, определить способы профессиональной методической помощи школам в подготовке к аттестации школ, итоговой аттестации выпускников, ЕГЭ и другим видам внешнего контроля.
Окружная система мониторинга образования, основанная на проблемно-ориентированном анализе результатов образовательной подготовки учащихся, позволила нам разработать и осуществить комплекс консалтинговых услуг по заявкам школ. Мы смогли предложить образовательным учреждениям ЮАО методики рейтинговой оценки качества профессиональной деятельности учителя, качества проведения урока и результативности деятельности школы по обеспечению качества образования. Причем многие школы посчитали для себя необходимым привлечение на договорной основе специалистов нашей лаборатории в качестве экспертов для независимой оценки своей деятельности. В основе договора были предусмотрены два важных момента: школа как заказчик обязывалась предоставить полную и достоверную информацию для объективных заключений, а лаборатория как исполнитель брала на себя обязательство сохранять конфиденциальность полученных результатов. Небольшой опыт работы такого взаимодействия с образовательными учреждениями нашего округа уже показал, что результаты, полученные в ходе внешней независимой экспертизы (но по заявке, а значит, по желанию самой школы), дают возможность руководителям получить оценку реальных показателей качества образования, отслеживать реальный процесс развития школы. Кроме того, в течение нескольких лет мы издаем окружной сборник по результатам мониторинга, в прошедшем году существенно расширили психологический и социальный блоки мониторинга, таким образом, возникает полная и объективная картина работы округа в целом.
Проект «Единый государственный экзамен» ставит задачу подготовки учащихся и учителей к процедуре проведения ЕГЭ, которая включает в себя:
формирование базы данных по выпускникам для сдачи ЕГЭ;
консультации для учителей-предметников (содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов), тестовые технологии),
обучение учителей-экспертов,
подготовку организаторов проведения ЕГЭ (учителя начальных классов),
обучение руководителей пунктов проведения экзаменов (ППЭ) (заместителей директоров школ), подбор состава уполномоченных ГЭК и их обучение (методисты ОМЦ).
Мы разработали программу индивидуальной поддержки учащихся, которая включает в себя проведение пробного тестирования в ОИРЦе, позволяющее объективно и быстро выявить уровень готовности к ЕГЭ, познакомиться с технологией проведения экзамена и возможностями самостоятельной подготовки к экзаменам в дальнейшем с использованием интернета. Наряду с этим в течение минувшего учебного года методисты-предметники проводили с ребятами занятия по наиболее трудным разделам КИМов, в округе было издано специальное учебное пособие по русскому языку для учащихся 11-х классов «Помоги себе сам».
Перспективным направлением проекта на этот и следующие годы мы считаем организацию пробного тестирования ЕГЭ в компьютерном варианте. «Компьютерная модель ЕГЭ» разработана Центром тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа позволяет смоделировать всю процедуру ЕГЭ по любому предмету, быстро выдать результат тестирования и указывает на допущенные ошибки. В 2006 – 2007 учебном году провели такое пробное тестирование более 700 выпускников из 61 школы округа.
Проект «Интеллектуал» предназначен для работы с мотивированными учащимися. Основными формами этой работы стали:
выявление одаренных и мотивированных детей;
психолого-педагогическое сопровождение таких детей;
организация дифференцированной системы окружных конкурсных мероприятий;
развитие системы проектной и исследовательской деятельности учащихся округа;
оказание методической помощи учителям, работающим с мотивированными детьми;
подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с мотивированными детьми.
Отслеживание уровня успешности обучения учащихся проводится по результатам олимпиад, интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций и конкурсов.
Информация
к сведению
Окружной тур Московской региональной олимпиады школьников был проведен в минувшем учебном году по 25 учебным предметам. В олимпиаде участвовали 7184 учащихся округа. Победителями стали 1087, из них 220 – учащиеся 11-х классов.
В городских предметных олимпиадах участвовал 1201 учащийся Южного округа; победителями стали 111 человек, из них 31 учащийся 11-х классов.
Победителями Всероссийской олимпиады школьников стали 6 человек:
литература – Светлана Ефимова (11-й класс, школа № 939);
история – Петр Фалалеев (11-й класс, школа, № 1073);
обществознание – Ольга Попик (11-й класс, школа № 1245) и Полина Ханова (11-й класс, гимназия №1527);
экономика – Александр Кирко (11-й класс, школа № 1173);
география – Михаил Драбкин (10-й класс, лицей № 1553).
Второй год проходит окружной фестиваль творческих работ школьников «Синергия-проект». В рамках этого фестиваля проводились конференции школьников на базе образовательных учреждений. В школе №1156 проходила конференция младших школьников «Премьера»; в школе № 1257 – конкурс «Ломоносовские чтения»; в гимназиях: № 1526 – междисциплинарная конференция старшеклассников; № 1527 – языковая конференция школьников «Диалог культур; № 1552 – конкурс юношеских исследовательских работ «Истфиллинг»; № 1579 – экологическая конференция школьников; № 1567 «Созвездие» – междисциплинарная конференция учащихся 10-11-х классов; в ЦО № 2000 – научно-практическая конференция «Химия и окружающий мир»; в лицее № 1553 «На Донской» – окружной конкурс «Юные таланты Московии» (исследовательская деятельность).
На 2-й тур фестиваля была представлена 61 работа 72 учащихся из 40 школ округа. Первое место заняли 17 учащихся средней школы и 11 учащихся начальной школы. Среди победителей – учащиеся средней школы № 1257, гимназий №№ 1569, 1636, 1552, 1579, 1527, 1553, учащиеся начальных классов из школ №№ 426, 1257, 1862, 1773, 924, 981, 556, 1998.
Открытие на базе ОМЦ Центра работы с мотивированными учащимися – одно из перспективных направлений деятельности ОМЦ по этому проекту.
Инновационный проект «Педагогический Олимп»
В Южном округе вот уже второй год реализуется управленческая технология стимулирования педагогической активности и развития инновационного потенциала учителя. Учителя Южного округа активно участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование», получая методическую поддержку и сопровождение. Инновационный опыт в округе публикуется, распространяется через сайт ОМЦ (предметные страницы), учителя-победители – активные участники модульных курсов, семинаров-практикумов, научных учительских конференций, совещаний руководителей школ; кроме того, в практику вошло проведение мастер-классов с новыми претендентами на победу в конкурсах в рамках национального проекта «Образование».
На кабельном телевидении в окружном проекте «Приглашаем на урок» в течение четырех месяцев (январь – апрель 2007г.) для родителей и учителей проводились презентации всех образовательных систем обучения в начальной школе. Прошли встречи с авторами учебно-методических комплексов и показаны 104 урока лучших учителей начальных классов.
Проект «Технологизация обучения» возник в связи с широким внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий. Помочь учителю освоить различные технологии обучения – одна из главных задач ОМЦ. Эти задачи призвана решать новая лаборатория ОМЦ, открытая в 2006-2007 учебном году, – лаборатория технологизации обучения.
В рамках этого проекта образовательные учреждения округа работают по единой методической теме «Управление развитием образовательной подготовки школьников на основе внедрения здоровьесберегающих и развивающих технологий обучения».
Организация работы по единой методической теме осуществлялась ОМЦ на семинарах, совещаниях председателей МО, на научно-практических конференциях и «круглых столах» учителей-предметников и руководителей школ. Наиболее интересными признаны семинары:
«Условия реализации здоровьесбережения в педагогической практике начальной школы»;
«Управление развитием образовательной подготовки школьников на основе внедрения здоровьесберегающих и развивающих технологий обучения на уроках»;
«Роль ШМО в реализации здоровьесбережения в педагогической практике»;
«Образовательные технологии личностной направленности».
Работа лаборатории технологизации в 2006 – 2007 учебном году была посвящена изучению технологии деятельностного метода обучения (научный руководитель д.п.н. Л.Г. Петерсон) и созданию окружной сетевой экспериментальной площадки по образовательной программе «Школа 2000…», в которую вошли 8 ДОУ и 11 школ. Вторым направлением работы лаборатории являлось развитие технологического направления «Технология природосообразного обучения» (научный руководитель В.Н.Зайцев). Интересно прошли лекционно-семинарские занятия по темам:
«Психолого-педагогические закономерности усвоения знаний»;
«Диагностика уровня сформированности учебных умений»;
«Технология выработки орфографической грамотности»,
«Технология повышения скорости вычислительных навыков».
Инновационная деятельность
ОМЦ входит в состав городских экспериментальных площадок: «Преподавание предмета «Психология» (научный руководитель доктор психологических наук, академик РАО Ирина Дубровина), «Организация психологически безопасной образовательной среды» (научный руководитель доктор психологических наук, академик РАО Виталий Рубцов), «Дидактическая система деятельностного метода инновационно – образовательной программы «Школа 2000…» (научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Людмила Петерсон).
Экспериментальная работа в начальной школе ведется по следующим направлениям:
Апробация УМК «Безопасность на дорогах» под редакцией проф.Н.Ф. Виноградовой;
Проект «Виртуальная школа «Синергия» (114 школ, 336 классов, более 3000 тысяч учащихся и их семей); все участники проекта получают информацию по образовательным программам обучения ребенка, имеют доступ к методическим материалам по всем предметам и темам обучения, к расписанию уроков, к электронному журналу, к информации по внеклассной работе через персональный компьютер.
Введение интегрированных курсов «Окружающий мир, ОБЖ», «Природоведение, ОБЖ», «Физическая культура, ОБЖ», «История, москвоведение».
В 2006-2007 учебном году продолжалась работа ГЭП «Преподавание психологии на всех этапах школьного обучения».
Для школ, участников этой экспериментальной площадки, проведен практико-ориентированный курс «Современные образовательные технологии». Практические разработки уроков, методические рекомендации к проведению уроков психологии подготовлены к публикации.
Продолжает свою работу экспериментальная площадка по апробации программы интегрированного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11-х классах. В 2006 – 2007 учебном году был разработан новый вариант тематического планирования интегрированного курса ОБЖ на основе федерального компонента образовательного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, действующим программам, нового московского базисного учебного плана, нынче разрабатывается современный УМК по ОБЖ с использованием образовательных информационных ресурсов сети «Интернет». Опыт учителей, ведущих интегрированный курс ОБЖ в 10-11-х классах, был представлен в окружном сборнике «Основы безопасности жизнедеятельности». Интегрированный курс».
В 2007 – 2008 учебном году наш центр планирует продолжить работу по следующим приоритетным проектам:
Окружной мониторинг качества образования;
Технологизация образовательного процесса;
Педагогический Олимп;
Безопасная образовательная среда;
Информационные образовательные ресурсы;
Интеллектуал (работа с мотивированными учащимися).
Альбина Константинова, директор Южного методического центра, заслуженный учитель РФ
Комментарии