Московская межрегиональная конференция «Школа будущего», прошедшая в конце минувшего года в столице, привлекла внимание преподавателей региональной высшей педагогической школы, которые приняли участие в работе многих «круглых столов». Одним из интересных было выступление в Центре образования №825, известном в России как Школа Владимира Караковского, доктора педагогических наук, профессора Ярославского педагогического университета Михаила Рожкова.
Воспитание не может быть прилагательным к обучению, это очень важное, если не основное, направление педагогической деятельности, без которого понятие «будущее» не может существовать. В 90-е годы были довольно серьезные разногласия или разное понимание и сущности, и подходов к воспитанию, сегодня позиции многих педагогов, которые занимаются воспитанием, близки в том, что воспитание – целенаправленный процесс, предполагающий развитие человека, что это не какая-то формально-бюрократическая структура, которую можно ввести в школу или в любое другое образовательное учреждение приказом, распоряжением или директивой. Воспитание – это то, чем должна жить школа и что она должна реализовывать практически в каждый момент, в каждую минуту своего существования. Но все ли так хорошо в современной школе? Отнюдь.
Сегодня постоянно приходится сталкиваться с тенденцией, связанной с тем, что мы называем определенной регламентацией. Попытка унифицировать какие-то подходы к воспитанию приводит к формально-бюрократическому отношению к этому важному делу. Мне много приходится встречаться с педагогами в разных регионах, и я порой сталкиваюсь с непониманием того, какую же цель мы должны реализовать в процессе воспитания подрастающего поколения.
Воспитание очень часто нынче подменяют мероприятиями, манипулированием поведением детей, когда в результате такого «воспитания» мы не видим тех качественных изменений, которые происходят в личности ребенка, а видим что-то, что изменилось просто в плане их поведения в школе. Например, есть два класса, в одном собраны дети, которые живут с учителем душа в душу, но иногда нашалят, иногда пошумят, иногда насорят в классе, другой класс идеален в соблюдении дисциплины. Кого хвалят чаще? Конечно, тот класс, где дисциплина идеальна, класс, который постоянно подчиняется всем требованиям, получается самым лучшим классом в школе. Но вот выпускной вечер, и идеальный класс бьет окна, а неидеальный окружает учителя. Почему так происходит? Да потому что в неидеальном классе по-настоящему занимались воспитанием, а в идеальном – всего лишь наведением порядка. В этом разница, разные процессы – воспитание и манипулирование поведением детей.
Говоря о стратегии воспитания, мы прежде всего должны отвечать на очень сложный вопрос о том, какова же все-таки его стратегическая цель, каков тот идеал, к которому мы должны стремиться сегодня, каков тот образ, который мы должны представлять в качестве идеала. Это вопрос, который в педагогическом сообществе, в истории педагогики не обошел ни один известный педагог. Ушинский говорил, что такая цель – счастье человека, но при этом подчеркивал: счастье человека бывает совершенно разным, и это действительно так. Дело в том, что мы долго говорили о гармоническом, всестороннем развитии личности, а сегодня Караковский говорит, что личностное развитие, наверное, та цель, которая важна более всего, и нельзя с этим не согласиться. Но развитие – это процессуальная характеристика, оно тоже должно иметь определенную цель, мы должны понимать, к чему стремиться в этом развитии, как развить человека. Здесь можно говорить о разном, в зависимости от тех или иных пониманий, но главное в моем понимании – все же воспитание свободного человека. Свободный человек при этом не тот человек, который свободен от нравственности, он от нее, конечно, не свободен, это не тот человек, который свободен от правил поведения, он живет в обществе, и правила поведения для него общество диктует, как и для других членов. Свободный человек, внутренне раскрепощенный человек – это человек, который может делать в жизни свой выбор, выбирать, как жить. Причем этот выбор – не тот выбор, о котором кто-то говорит: «Иди и сделай его!», а тот выбор, который принимается осознанно, осмысленно, на основе своих собственных ценностей, своего ценностно-смыслового восприятия жизни. Этот выбор человек должен сделать сам. Воспитание свободного человека, воспитание человека независимого – идеальная цель. Достижима ли она сегодня?
Не хочу предстать идеалистом и сказать, что такая цель воспитания сегодня может быть оценена в каких-то конкретных показателях. Ну нельзя же в самом деле требовать: «Скажите, сколько свободных людей вы воспитали на сегодняшний день?» Такое невозможно. Возможно другое: понимание того, что в стране, где много лет было крепостное право, потом иное рабство, воспитание в несколько идеалистическом плане должно быть ориентировано на создание свободного человека, так как только такой человек может преобразовать страну.
Личностное развитие в моем понимании распадается на несколько целей. Например, тут важно социальное развитие человека, который может интегрироваться в систему социальных отношений, становится человеком данного общества, данной общности. Тут можно много говорить о том, каким образом можно достичь этой цели. Нам нужна социализация внутри сообщества, внутри школы, создание такого сообщества, в которое человек интегрируется и приобретает социальные навыки, социальные черты, формирует свою социальную грамоту. Но есть и другая ситуация. Некоторые мои коллеги говорят так: да, мы должны в школе создать некоторый оазис, школа должна быть примером нормальных социальных отношений. Но есть ведь и трагедия этого оазиса: за его пределами есть реальная жизнь с ее негативным восприятием, негативным воздействием, с достаточно сложными отношениями, в которых необходима борьба, необходимо сопротивление. Реальная жизнь входит в определенное противоречие с этим прекрасным развитием, которое мы создаем в школе, и здесь нужны социальное закаливание, готовность человека к преодолению негативного восприятия среды. За счет чего это возможно? За счет умения делать свой выбор в отношениях, за счет того, что человек осознает и понимает то негативное, что должно быть им отторгнуто, не принято, как бы оно ни маскировалось в красивые рамки сектантов или кого-то другого. Оно должно быть отторгнуто человеком потому, что это не его сущностное, не его ценностное, потому что оно отрицается им. Умение сказать «нет», умение отойти и быть автономным очень важно сегодня в понимании социального закаливания. О социальном закаливании говорил Каптерев, о социальных прививках говорил Ганди, это ведь тема, которая в обществе довольно давно обсуждается, многие педагоги и общественные деятели говорили о том, что человек должен быть привит к тому, что может повлиять на него отрицательно, он должен быть готов к этому восприятию. Для этого нам нужно развивать те формы воспитания, которые есть и давно всем нам известны. Например, детское самоуправление, которое создает условия и для социального закаливания, и для создания условий понимания субъектной позиции ребенка в системе отношений, – очень важный фактор воспитания.
Но сегодня происходит то, что уже происходило в 1980 году, когда один из чиновников Министерства образования говорил мне: «Что вы тут придумали с самоуправлением? Какая-то деятельность, какие-то мотивы группового действия! Вы скажите, какие должны быть созданы комиссии, штабы, и мы их создадим!» Так вот, сегодня опять в некоторых школах делается попытка заменить самоуправление ученической бюрократией, созданием штабов, советов, проведением заседаний или игрой. Самоуправление может быть в форме игры, это красиво, но когда остается только оболочка, а само самоуправление уходит, тогда уже ни о каком самоуправлении речи не идет. Социализирующая стратегия сегодня очень нужна. Но важно еще и понимать: интеграция в систему социальных отношений важна, но это не есть полное поглощение человека, не есть полное приспособление человека, это наряду с его социальным адаптированием к отношениям еще и его автономия.
Для воспитания важна и культурологическая стратегия. Речь идет о формировании у человека культуры, о вхождении его в систему определенных культурных ценностей, в свой собственный этнос, в свою культуру, где он живет и воспитывается, о принятии и понимании неких культурных норм. Но и тут есть вторая сторона: толерантность, но понимаемая не как терпимость (или насилие над собой), а как умение принять другую культуру, принять ее и право человека быть другим.
Следующая важная стратегия воспитания – развитие потенциала человека, акмеологическая стратегия, когда мы говорим о том, что нужно развивать данное человеку Природой, Богом, создать условия для такого развития, а не уничтожать. Важна и экзистенциальная стратегия воспитания, предполагающая развитие понимания человеком себя в жизни, осмысленное рефлексивное поведение. Здесь вопрос в том, что человек, который не имеет своей собственной цели в жизни, не понимает проекта своей жизни, обречен на манипулирование им со стороны. Невозможно жить, когда человек не построил свою стратегическую линию своего собственного развития. Очень важно сделать так, чтобы каждый ребенок у нас понимал и осмысливал свой поступок, свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Осмысливал и рефлексировал, создавал на этой основе свой план действий и свое понимание, делал свой выбор. Экзистенциальный выбор очень важен, Владимир Дружинин, известный психолог, написал книжку «Варианты жизни, или очерки экзистенциональной психологии», в качестве эпилога и эпиграфа он взял слова Иосифа Бродского из его нобелевской речи: «Жизнь у нас одна, но разные глашатаи будут нам советовать, как жить. Они расскажут все, но никто из них с вами в гроб не ляжет». Так вот, когда мы говорим об экзистенциональной стратегии воспитания, мы должны понимать: это формирование своего осмысленного существования, смысла своей жизни, создание проекта, реализация своей индивидуальности. Я не отрицаю коллектив и его роль, то, что должно сплачивать наше сообщество, заражать его добрыми делами и добрыми отношениями, но при этом индивидуальность так же важна, как и формирование чувства коллективизма.
Мы провели эксперимент с достаточно сложной группой подростков – наркоманов и токсикоманов. Сегодня существует тенденция борьбы против наркомании, и одно из направлений – профилактика наркомании. Тенденция заключается в запугивании, в демонстрации того, что наркомания – это плохо. Я в свой книжке, посвященной профилактике наркомании у подростков, привожу такой пример. Родители решили показать ребенку, что такое наркоман, чтобы он сам не употреблял наркотики. Они привезли его к наркологическому диспансеру, дождались, когда оттуда выйдет качающийся человек с опухшими глазами, и показали ребенку: таким ты будешь, если станешь употреблять наркотики. Через два дня ребенок наркотики попробовал, ему стало интересно узнать, что это такое. Больше того, когда мы проводили исследования, 15% детей вообще о наркотиках и их названиях узнают из антинаркотической рекламы. Мы провели лагерь с ребятами и работали против сплочения детей, добиваясь тем самым обратного, а главное, использовали дилеммные ситуации, в которых они осмысливали многое. Мы играли в сказки, причем конец сказки ребята придумывали сами. Вот тут и была проблема, как завершить сказку, как выйти из сложного положения зайцу или барсуку. Сказки ребята разыгрывали, а в конце концов мы предложили им сыграть сценки из их собственной жизни, и они показали, как не будут больше употреблять наркотики.
Я взял группу детей, которая была действительно сложной, занятия начинались с того, что нецензурная брань была для них нормальной речью. Но я просто ее не замечал – когда не замечаешь, они перестают браниться. Именно через осмысление своего существования, через понимание своих поступков, своих действий человек только и может построить свою будущую жизнь. Сегодня это в современной педагогике становится весьма продуктивным, одним из эффективных направлений воспитательной работы, одним из резервов, на который мы должны обратить внимание. Когда мы говорим о воспитании способного человека, который может осмысленно выбрать свой жизненный путь, понимать себя и свою роль в жизни, новые подходы могут быть крайне эффективны и продуктивны.
Комментарии