Интерактивные методы требуют определенного изменения жизни класса или студенческой группы, а также большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинайте с постепенного использования этих методов, если вы или учащиеся с ними не знакомы. Как педагогу, так и учащемуся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования. Можно даже создать целый план постепенного внедрения интерактивных методов. Лучше тщательно подготовить несколько таких занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные “игры”. Проведите особое “организационное занятие” с учащимися и создайте вместе с ними “правила работы в аудитории”. Настройте ребят на добросовестную подготовку к интерактивным урокам. Используйте сначала простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.
Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Это также средство для освоения содержания правового и гражданского образования. Если применение вами интерактивных методов в конкретном классе ведет к иным результатам, следует пересмотреть вашу стратегию и осторожно подходить к использованию подобных методов. Возможно, стоит обсудить эту ситуацию с учащимися или с коллегами: а так ли вы их понимаете и используете? Готовы ли вы и учащиеся к их использованию?
Некоторым преподавателям бывает сложно раскрывать себя перед обучающимися, высказывать свое личное отношение к материалу, показывать некомпетентность в некоторых вопросах. Безусловно, не все педагоги созданы для интерактивных методов. Однако их использование дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с обучающимися. Сделать первый шаг поможет сам новый предмет – право, в котором преподаватель смело может признать себя неспециалистом и получить “право” не знать ответа на тот или иной вопрос. С другой стороны, после нескольких тщательно подготовленных занятий учитель сможет почувствовать, как изменилось отношение к нему обучающихся, а также сама атмосфера в классе, и это послужит дополнительным стимулом к работе с интерактивными методами.
Для эффективного применения интерактивных методов, в том числе для того чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его изучить, педагог должен тщательно планировать свою работу:
использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами;
дать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания (именно поэтому в книге для ученика “Живое право” содержится много материала для чтения и заданий для подготовки дома);
отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся “ключ” к освоению темы;
в течение самих интерактивных упражнений дать обучающимся время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или “понарошку” исполнили его;
учитывать темп работы каждого учащегося и его способности;
на одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных метода, а не их калейдоскоп;
провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; возможно акцентировать внимание и на другом материале темы, прямо не затронутом в интерактивном упражнении;
проводить экспресс-опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиям.
Для осуществления контроля над ходом процесса обучения преподаватель также должен:
глубоко изучить материал, в том числе дополнительный, например: различные нормативные акты, образцы документов (кстати, в книге для ученика “Живое право” материала вполне достаточно, в том числе и для учителя, не требуется искать дополнительную информацию);
тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: определить хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия и т.д.
мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; путем объявления ожидаемых результатов (целей) занятия и критериев оценки работы учащихся; путем возвращения внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки;
предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечения их в работу; грамотно распределять роли в группах, придумывая роли, в том числе для наиболее ретивых “возмутителей” нормальной работы аудитории; включать упражнения-разминки.
Перечень активных и интерактивных методов обучения
Мы сознательно не останавливаемся подробно на тех методах (пассивных и активных), которые стали традиционными (например, лекция, чтение, опрос, подготовка реферата или доклада). Интерактивные методы, хотя и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагогов. В то же время эти методы имеют исключительную важность при обучении праву, граждановедению и другим обществоведческим дисциплинам.
Здесь приводятся лишь наиболее распространенные подходы и методы. Использование их зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предприняли попытку очень условного объединения методов в группы, прежде всего по целям их использования. Однако, как это будет видно из описания методов, они с успехом используются и в других случаях.
Отдельно выделены основные интерактивные подходы. Учитывая особую важность некоторых методов для процесса обучения, мы выделили основные интерактивные подходы. В большинстве методов мы можем обнаружить использование творческих заданий, работу в малых группах, тот или иной вид игровой деятельности. Сильным инструментом, применимым для любых методов, является использование общественных ресурсов, которые вместе с внеаудиторными методами имеют принципиальное значение, особенно для правового и гражданского образования.
Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания. Авторы, конечно, не претендуют на окончательное утверждение названий и определений того или иного метода, понимая, что любой термин достаточно условен.
Основные интерактивные подходы
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые игры и имитации.
3.2. Деловые игры и моделирование.
3.3. Образовательные игры.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения.
5.1. Социальные проекты.
5.2. Соревнования.
5.3. Радио и газеты.
5.4. Фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки.
Другие активные и интерактивные методы
6. Разминки.
6.1. Армреслинг.
6.2. “Гол-мимо”.
6.3. Проверка энергии.
6.4. Прием-прием.
6.5. Тридцать три.
6.6. Африканский дождь.
6.7. Шумовые спектакли.
6.8. Разминки-знакомства.
6.9. Мысленная прогулка.
7. Изучение и закрепление нового информативного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами.
7.3. Ученик в роли учителя.
7.4. Каждый учит каждого.
7.5. Мозаика (ажурная пила).
7.6. Использование вопросов. Сократический диалог.
8. Работа с документами.
8.1. Работа с документами. Общие рекомендации.
8.2. Составление документов.
8.3. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
9.1. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. Общие рекомендации.
9.2. Займи позицию (шкала мнений).
9.3. ПОПС-формула.
9.4. Проективные техники.
9.5. Один – вдвоем – все вместе.
9.6. Смени позицию.
9.7. Карусель.
9.8. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу.
9.9. Дебаты.
9.10. Симпозиум.
10. Разрешение проблем.
10.1. Разрешение проблем. Общие рекомендации.
10.2. Дерево решений.
10.3. Мозговой штурм.
10.4. Анализ казусов.
10.5. Переговоры и медиация.
10.6. Упрощенное судебное разбирательство (триады).
10.7. Предварительное следствие и судебный процесс.
10.8. Слушание в Конституционном суде.
10.9. Общественные слушания.
10.10. Сход граждан.
Описание активных и интерактивных методов обучения
Творческие задания
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) “правильных ответов”. Часто “правильный ответ” неизвестен даже педагогу. Примерами творческих заданий могут служить написание письма губернатору или иска в суд по определенной проблеме, подготовка доклада, реферата, эссе, выступления, исполнение роли в имитационных методиках, решение проблемы, обсуждение дискуссионного вопроса.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное “правильное” решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, со-обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения;
является практическим и полезным для учащихся;
связано с жизнью учащихся;
вызывает интерес у учащихся;
максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения (например, сделать подборку статей из газет по определенной тематике), а затем все более сложные задания. Ступени роста учащегося участники одного семинара описали следующим образом:
сначала – простой исполнитель ролей (простых – средних по сложности – сложных, например: секретарь суда – свидетель – адвокат/судья);
затем – режиссер, который может сам участвовать в распределении ролей, а не только в их исполнении (например, руководитель группы адвокатов или председательствующий судья);
в заключение – еще и сценарист, принимающий участие в написании сценария занятия.
Каждая ступень требует определенной зрелости от учащегося, но в то же время предоставляет творческую свободу, наделяет большим смыслом и интересом весь процесс обучения, а поэтому бывает максимально эффективной. Например, при использовании метода “ученик в роли учителя” учащийся является и сценаристом, и режиссером, и исполнителем роли. Эффект такого занятия для учащегося трудно переоценить. В то же время не все учащиеся готовы быть сценаристами. Для некоторых учащихся максимальной задачей может быть качественное исполнение простых ролей.
Работа в малых группах
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод “один – вдвоем – все вместе” для быстрого взаимодействия.
Рекомендации по организации работы с малыми группами
1. Начинайте групповую работу не торопясь.
Если у вас или у учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, можно организовать сначала пары. Уделите особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходите к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только вы убедитесь, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
2. Обучайте работе в группах и контролируйте их работу.
Постоянно обходите аудиторию, помогайте учащимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Не ожидайте, что они сумеют хорошо работать в группе без вашей помощи. Одним из способов дать им возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение “наблюдателей”, отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет “наблюдателей” дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. “Наблюдатели” должны отмечать признаки определенного поведения, заранее описанного преподавателем, и определять, как члены группы справляются с возникающими по ходу работы проблемами. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.
В ходе работы группы вам и наблюдателям стоит обращать внимание на следующие аспекты педагогической ситуации, которые обычно становятся проблемными:
Уважение к правам и мнениям других людей. Каждому ли члену группы дается равная возможность высказать свое мнение?
Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?
Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает с их собственной?
Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего?
Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?
Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?
3. Выбирайте размер группы.
По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников также расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, также повышается и вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять учащиеся, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на уроке, тем меньшим должно быть количество участников в группе. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад.
Группы из двух человек
В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше и вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника.
Группы из трех человек
При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.
Группы с нечетным и четным количеством участников
В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.
Группа из пяти человек
Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа достаточно велика для продуктивного обмена мнениями и достаточно мала, чтобы у всех была возможность участвовать в работе и внести свой вклад.
4. Грамотно распределяйте учащихся по группам.
Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать вопрос с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
Способы распределения учащихся по группам
Существует множество способов распределения учащихся по учебным группам. Вот лишь некоторые из них:
Возможно заранее составить список групп и вывесить его, указав место сбора каждой группы. В этом случае вы контролируете состав группы.
Наиболее простой способ произвольного распределения – попросить учащихся рассчитаться “на первый-второй…” по числу групп (например, если в классе 28 человек, а вы хотите разбить его на группы примерно по 5 человек, то вы можете создать 6 групп, причем 2 из них получатся по 4 человека). После расчета первые номера образуют первую группу, вторые – вторую и так далее. Вместо номеров можно использовать цвета, времена года, страны и т.д.
Еще один способ – по позиции (или желанию) учащихся. Например, в деле об убийстве Александра II те учащиеся, кто высказался за смертную казнь, могут образовать группу (или группы) сторонников смертной казни (или наоборот), а противники смертной казни террористов – другую группу(ы). Сомневающиеся образуют третью группу – станут советниками царя.
Минимальные затраты времени для деления на группы потребуются, если вы объедините в четверки две ближайшие пары, попросив повернуть стулья учащихся, сидящих за нечетной партой. Возможно до начала занятия расставить столы и стулья таким образом, чтобы учащиеся сразу образовали нужные вам группы.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.
5. Распределяйте роли внутри групп.
При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли:
фасилитатор (посредник-организатор деятельности группы);
регистратор (записывает результаты работы);
докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);
журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);
активный слушатель (старается пересказать своими словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);
наблюдатель (см. роль наблюдателя выше, п. 2; кроме того, наблюдатель может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы, см. раздел “Оценивание”);
хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).
Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, учащихся следует поменять ролями.
6. Организуя групповую работу, обращайте внимание на следующие ее аспекты:
Убедитесь, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
Предоставьте группе достаточно времени на выполнение задания. Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Групповая работа должна стать правилом, а не радикальным, единичным отступлением от традиционной практики применения пассивных методов обучения. В то же время не следует использовать малые группы в тех случаях, когда выполнение задания требует индивидуальной работы.
Подумайте о том, как ваш метод поощрения/оценки влияет на использование групповой работы. Обеспечьте групповые награды за групповые усилия.
Будьте внимательны к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечьте справедливый выбор докладчика. Старайтесь также обращать внимание на то, как уважаются права каждого члена группы.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для методов совместного обучения.
В процессе формирования групп остерегайтесь “навешивания ярлыков” на учащихся и на группу в целом. Как правило, желательны разнородные группы.
Переходите от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Подумайте о своей роли в подобной ситуации.
Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная “конфигурация” группы: учащиеся сидят в кружке – “плечом к плечу, глаза в глаза”.
Порядок выполнения заданий с использованием метода “работа в малых группах”
При подготовке задания для работы в малых группах продумайте ожидаемые учебные результаты каждой группы.
1. Как правило, стоит сообщить задание всей аудитории до разделения на группы.
2. Обсудите с учениками, понятно ли им задание.
3. Выработайте (или напомните) правила работы в группах.
Аркадий ГУТНИКОВ,
Виктор ПРОНЬКИН
Санкт-Петербург
Комментарии