Предпоследняя неделя уходящего года преподнесла неожиданный и весьма спорный сюрприз директорам школ города Воронежа. Речь зашла о сокращении зарплаты богатым и успешным для того, чтобы за счет этого поднять заработок всем остальным.
17 декабря в Воронежской городской Думе прошло рабочее совещание с участием председателя Думы Владимира Ходырева и заместителя Александра Провоторова, а также членов постоянной комиссии Думы по образованию, культуре и социальной поддержке населения. От мэрии на заседании присутствовали заместитель мэра по соцполитике Надежда Савицкая и руководитель городского управления образования Константин Викторов. В числе приглашенных были 11 директоров воронежских школ.
Вот их-то, а в их лице и остальной директорский корпус, городские чиновники буквально огорошили сообщением об очередных изменениях в Положении об оплате труда работников школ. Как было сказано в информации, размещенной позже на сайте городской Думы, основная цель нововведений – сокращение значительной дифференциации в среднемесячной заработной плате директоров школ.
«За 10 месяцев текущего года она (то есть, дифференциация – Т.М.) сложилась в пределах от 22 до 122 тыс. руб. С учетом изменений, если они будут приняты, среднемесячная зарплата руководителей образовательных организаций ожидается в пределах от 53 до 72 тыс. руб. Для этого, администрация города предлагает оклад руководителя формировать на основе средней зарплаты педагогических работников Воронежа, а не как сейчас, от средней зарплаты по каждой школе. Все школы предлагается разделить на 3 группы, по количеству учащихся. От этого будет зависеть коэффициент группы оплаты».
По мнению чиновников мэрии, такая система удобна и прозрачна, а раз так, то в большей степени позволит контролировать директорскую зарплату.
Однако председатель постоянной думской комиссии по образованию, культуре и соцподдержке населения Михаил Хуторецкий внес на рассмотрение свой вариант проекта. «Он предусматривает, – снова цитируем информацию сайта Думы – в частности, увеличение количества групп, на которые делятся школы в зависимости от количества учащихся, с 3-х до 5-ти, сохранение аттестации руководителей образовательных организаций, доплат за награды и звания… Особо, отмечалось, что от вносимых изменений не должно страдать качество образования. В итоге, управлению образования, дано поручение доработать проект, с учетом предложений, высказанных на совещании и представить на ближайший Совет Думы». (Сохранена пунктуация оригинального текста – Т.М.)
Судя по последнему поручению, решаться вопрос будет в срочном порядке, на этой неделе, в аккурат перед зимними каникулами. Тут самое время на секундочку отступить от главной темы и сказать о сложившейся за последние годы в России традиции принимать большинство значимых решений накануне новогоднего застолья: пока переварят, пока разберутся, пока повозмущаются в семейном кругу под елкой, – там все, глядишь, и утихнет через неделю. Видимо, воронежские власти тоже решили в этом попрактиковаться, хотя, на самом деле, традиция неправильная, недемократичная, лишающая заинтересованных лиц права голоса, возможности обдумать нововведения и внести свои коррективы. В нашем случае думская комиссия по образованию каким-то счастливым образом успела «заскочить в последний вагон», то есть, выступить со своими предложениями, иначе прошел бы предложенный мэрией первоначальный вариант «прозрачной и удобной» системы оплаты.
В ней, например, предлагалось разделить все школы на три типа по количеству детей: до 225 учеников – это первый, 226 – 825 учеников – второй, а начиная от 826 – третий тип школ, соответственно различались бы и три типа директорских зарплат. Но с учетом верхней и нижней границ в 53 и 72 тысячи рублей. Почему не 48 и не 74500, – непонятно. Почему приравняли руководство коллективом школы в 230 учеников и в 820, тоже вопрос. Ну и самое главное. Все последние годы наши министерства, департаменты и управления образованием изо всех сил боролись со школами и самим образованием, пытаясь навязать главный принцип счастливого распределения финансов в этой многострадальной сфере – деньги идут вслед за учеником. Чем успешнее и конкурентоспособнее школа, тем больше народу в нее потянется, и тем больше денег будет у школы. От вопросов, что будет с остальными – не такими успешными, не настолько многочисленными, старенькими городскими школами, в чьем микрорайоне лишь частный сектор и пара заводских общаг какого-нибудь низкоэкологичного производства, отмахивались: «Какая разница! Сначала сделаем точки роста, а потом решим».
И вот, наконец, сработало. Точки роста появились, да еще какие! Напомним результаты всероссийского рейтинга, составленного в этом году Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке Группы РИА Новости и «Учительской газеты» и при содействии Минобрнауки РФ. В число 500 лучших школ России от Воронежской области вошли 11 школ города Воронежа! Заметьте, только городские школы. Много ли это? В ближайших областях так: в Белгородской – 8 школ, в Курской и Липецкой по 4 школы, в Орловской – 6 школ, в Ростовской – 5, в Тамбовской – 9, в Волгоградской области – 5. Мы на равных с научной столицей Сибири Новосибирской областью, в которой в числе 500 лучших школ также оказалось 11 учебных заведений.
Вот она, слава и гордость воронежского образования: гимназия имени академика Басова, лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2», гимназия №9, лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева», лицей №1, гимназия №2, школа №1, лицей №6, лицей №3, гимназия №1, гимназия им. А.В. Кольцова. Все эти школы многочисленные, самая большая – школа № 1 с углубленным изучение отдельных предметов, в которой 1600 учащихся. Когда в конце 2012 года им как победителям и призерам вручали премии областного конкурса «Школа – Лидер в образовании», ими гордились все без исключения! Самими школами и их директорами – ну разве не молодцы, столько сделали для воронежского образования! А как сияли городские управленцы, присутствующие на награждении: вот какие у нас в городе школы, самые-самые!
Сегодня, год спустя, когда стало известно о грядущем «раскулачивании» успешных и профессиональных, я спросила у некоторых, не обидно ли?
– Конечно обидно, – ответили. – Тем более что нам нашу зарплату утверждало городское управление образования, а не мы сами. И начислялось все согласно принятым положениям и приказам. А теперь получается очень некрасиво: вроде как мы сами себе столько платили, отбирая у тех, у кого выходило меньше. Только ведь это не так.
Некоторые из тех, чья зарплата должна будет вырасти, тоже в разговоре особого энтузиазма не выразили:
– Нас снова сталкивают лбами друг с другом. Вроде бы цель благая и справедливая, только почему обязательно нужно у наших коллег отобрать, чтобы нам дать. Получается не повышение зарплаты, а перекладывание из одного кармана в другой.
А еще получается вот что. Как ясно из думского пресс-релиза, сегодня у воронежских директоров нет аттестации, а значит, нет одного из важнейших критериев оценки их как профессионалов-управленцев. Доплаты за звания и награды тоже предлагалось не учитывать, и это уже характеристика, причем далеко не лестная, отношения власти к руководителям школ и работникам образования в целом. В основе расчета директорского заработка оставалась средняя зарплата учителей по школе и количество учеников. Его постарались унифицировать до последней невозможности, а среднюю по школе заменить средней по городу. То есть, сделать директоров отдельных школ ответственными за то, сколько получают учителя во всем городе. Это что, можно назвать здравым подходом? А за что тогда отвечать чиновникам? И как, чем теперь планируется стимулировать директоров к инновационной и эффективной управленческой деятельности? Уравниловкой и понимаем того, что сколько ты не старайся, все равно придут, отберут, а тебя самого выставят в неприглядном свете?
Кстати, если вдруг кто не в курсе, заработная плата сотрудников воронежской мэрии за прошлый год в среднем составила около полутора миллионов рублей, это если опираться на данные деклараций о доходах. А количеством всевозможных надбавок к зарплате можно восхищаться безмерно: «за стаж – от 10 до 30% оклада ежемесячно, за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов ежемесячно. Надбавка от 10 до 15% за ученую степень. Надбавка «за особые условия» (они определяются по усмотрению руководства) – до 200 % должностного оклада. Отпускные в размере трех окладов ежегодно. И множество других: за классный чин, за награды и почетные звания, за наличие юридического образования и т.п.» (http://www.kp.ru/online/news/1434693/).
Фото Ольги Максимович
Комментарии