search
main
0

Вместо помощи – реструктуризация?

Ирина РАМЕНСКАЯ, председатель Борзинской районной организации профсоюза:

– В условиях проводимой административной реформы профсоюзу все труднее защищать интересы учительства. Между тем роль территориальных организаций профсоюза в разработке региональных и муниципальных нормативных актов, устанавливающих условия оплаты труда, уровень социальных гарантий, сегодня возрастает многократно. Для того чтобы вовремя реагировать на процессы, происходящие в отрасли, нам нужно быть очень хорошо подготовленными, своевременно информировать, готовить и обучать актив. Мы признательны специалистам ЦК профсоюза, которые оперативно дают нам аналитический материал о готовящихся действиях правительства, о разрабатываемых законопроектах. Все это позволяет увидеть и оценить социальные последствия в случае принятия этих документов.

Наши профсоюзные организации оказываются самыми информированными, это немало удивляет наших социальных партнеров-управленцев: у них чаще всего нет тех документов, которые есть у нас. Но именно наша информированность помогает разбираться в тех проблемах, которые возникают сегодня очень часто.

Первая и очень серьезная проблема – реструктуризация сельской школы. Так называемая оптимизация сети образовательных учреждений у нас в области сведется к сокращению 250 классов-комплектов. Например, в нашем районе есть Курунзулайская школа, расположенная за 70 километров от райцентра, где обучается 70 детей. Со следующего года у школы появится новый статус – она будет основной. При этом нагрузка учителя уменьшится, одновременно уменьшится и зарплата. Средств на приобретение автобуса для подвоза детей, на открытие интерната у района нет. Так что дать ребенку среднее образование становится весьма проблематично.

В скором будущем большинство сельских школ станут малокомплектными. Как в условиях малокомплектной школы дать учащимся глубокие знания, какие результаты покажет сельский ученик при сдаче ЕГЭ? Эксперимент по ЕГЭ в нашей области показал, что уровень обученности школьников не соответствует требованиям времени. За результатами экзамена стоит учитель с низкой зарплатой, без хорошего жилья, без учебных пособий, проработавший в школе 30-40 лет и не надеющийся на то, что его сменит молодой выпускник педагогического вуза, потому что молодежь такие зарплаты и условия труда не устраивают. Анализ показывает, что ежегодно из школы уходят 4,5% учителей, то есть 500 человек и более, половина – молодые учителя. При этом потребность в учителях за счет выпускников педуниверситета и педагогических колледжей покрывается только на 74-85%, в основном на работу выходят те, кто обучался по контрактно-целевому набору. Опрос, проведенный Читинским обкомом профсоюза, показал, что 44% учителей не задержались бы в школе, если бы не возраст, если бы была возможность найти другую работу. Создается впечатление, что чиновники не изучают материалы таких анализов и опросов, не вникают в причины текучести кадров, непривлекательности учительского труда.

Вторая проблема – судьба дошкольных учреждений. Сегодня нас разделили на федеральный, региональный и местный уровень. Работники общеобразовательных школ, как показали первые три месяца 2005 года, получают заработную плату своевременно из областного бюджета, а вот работники детских садов и учреждений дополнительного образования, оставленные на местном бюджете, получают деньги с задержкой, потому что бюджеты муниципальных образований пусты. Почти не выделяются средства на содержание учреждений и питание детей. Родительская плата в селе сегодня достигает 500-600 рублей в месяц, а в городе доходит до полутора тысяч. Видимо, в скором времени сельчане вообще откажутся от услуг дошкольных учреждений, а это приведет к сокращению кадров и закрытию учреждений.

В коллективах растут недовольство и социальная напряженность, поэтому Министерство образования и науки РФ должно очень серьезно задуматься о дальнейшей судьбе дошкольных учреждений, если действительно намерено решить задачу введения предшкольного обучения, о котором сегодня идет разговор.

Но есть и еще одна серьезная проблема: каждый третий работник образования Читинской области – хронически больной человек. Если до 2002 года курс санаторно-курортного лечения могли пройти 3,8% работников образования, то сегодня – единицы. Денег на эти цели нет ни у педагога, ни у губернатора, ни у областной организации профсоюза. Поэтому мы предлагаем обратиться к правительству с предложением о восстановлении существовавшего ранее порядка оздоровления работающих через систему социального страхования или включить в норматив стоимости ученика и расходы на реабилитацию учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте