Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вместо денег – «жоли». Фантастические проекты ребята из летней физматшколы доказывают с помощью формул

Учительская газета, №38 от 16 сентября 2003. Читать номер
Автор:

Раннее утро на привокзальной площади Новосибирска зажато громадами спящих зданий. Изящная, как райская птичка, Жаргалма Очирова и еще сорок звонкоголосых мальчишек и девчонок в самой прекрасной человеческой поре – на излете детства – появились здесь на рассвете.

– Мышь погибает! ?!- ты сейчас здесь, а не на бирже? – спрашиваем «элшонка» (так называют себя ученики летней школы), приехавшего чуть ли не из Заполярья.

Автобусы еще не ходят. Судорожно зевающие шоферы такси вопросительно поглядывают : откуда такие бодрячки?

– У нас дома день в разгаре, – поясняет черноглазый парнишка, занявший место в кабине, пока все рассаживаются

по маршруткам.

– Дома – это где? – шофер пытается беседой прогнать сон: до Академгородка сорок километров монотонной езды вдоль леса и реки.

– Дома – за две тысячи километров от Новосибирска. Улан-Удэ.

– Куда едем?

– Летняя физматшкола, Пирогова, 11. Знаете?

– Рядом с НГУ. Второй день туда вожу. Ночью – из Златоуста, Екатеринбурга, Волгограда… Вчера из Ташкента и Одессы приехали двое с родителями. Из Якутии. Что там, в этой школе, медом намазано? Лето, отдыхать надо, а вы что собираетесь делать? Задачи решать?!- шофер насмешливо захохотал – не поверил. Оказывается, ему математика после школы в страшных снах снится. Будто его, уже взрослого дядю, вызывает математичка к доске – про ненавистный бином Ньютона рассказывать. Он путается, сердце от стыда и страха рвется из груди. Просыпается с криком…

– Можешь ты мне простыми словами, по-человечески объяснить про этот бином? – недоверчиво спрашивает взрослый мальчишку.

– Конечно. А вот давайте лучше найдем две последние цифры чисел 3 и 7 в степени 2003. Такую задачу надо было дома разобрать, вот из этой брошюрки, – в руках подростка небольшая, как ученическая шпаргалка, синяя книжица – «Летняя школа 2003», методическое пособие, вместившее в себя и всю информацию о школе, и главные постулаты теории по физике, математике и химии, и предварительные задачи олимпиадного уровня, – настоящий шедевр научно-методического творчества, созданный СУНЦ – так теперь называется ФМШ НГУ – специализированный учебно-научный центр.

– В 2003-й степени?! Разобрал?

– Учитель помог, он у нас сам такие задачи составляет. Смотрите, надо только начать, сразу увидишь закономерность. Оказывается, все очень просто…

Когда подъехали к Дому ученых, соединенному с университетом когда-то прямой просекой в лесу, а теперь – проспектом, там уже разный народ клубился. «Мозги дымятся»- комично вращал глазами рыжий мальчишка в яркой, как пламя, футболке. – «Я такую задачу зимой в журнале нашел и решил. А теперь не вспомню, в чем секрет…»

Школьники все прибывают: дальние гости подходят группами из общежития физматшколы, расположенного по соседству со спорткомплексом университета, – утро начинается всегда с разминки на стадионе. Ребята из Новосибирска, Бердска, Искитима – «местные» – подъезжают на пригородных автобусах и машинах. Теперь уже поток в тысячу человек (родственники не в счет – они держатся на «почтительном» расстоянии, не посягая на суверенитет своих чад) устремляется с разных сторон к дальнему крыльцу Дома ученых, укрытому голубыми сибирскими елями и южными кипарисами – Ботанический сад и не такие чудеса творит. Распахнуты все двери Большого зала, сотни раз принимавшего знаменитых ученых и президентов разных стран, великих актеров и незабываемых бардов 60-х. Эти исторические встречи могли бы составить летопись не только Академгородка, но и страны – по своей значимости. Сорок лет назад летнюю физматшколу потрясающим опытом Вуда (из отверстия пустого куба, над которым мгновенно вспыхивает и гаснет пламя, восходят по лучу света все новые кольца дыма, делая наглядной невидимую турбулентность) открывал основатель Сибирского отделения наук и самой ФМШ «мощный двигатель механики и математики» академик Михаил Алексеевич Лаврентьев. Теперь детей встречает прекрасный его портрет – в полный рост и усовершенствованный эксперимент Вуда-Лаврентьева, задающий тему разговоров на ближайший день: что происходит, почему, как этот физический опыт описать математически?

Талант – это разновидность страсти

– Из нашей студенческой группы за эти годы 75 процентов стали докторами наук, профессорами, директорами научных институтов, – рассказывает теперь новому поколению будущих ученых талантливый физик, член-корреспондент РАН, ректор НГУ доктор физико-математических наук Николай Сергеевич Диканский, – за эти годы 37 преподавателей университета стали членами Академии наук, многие из них пришли в науку через нашу уникальную физматшколу и наш университет.

На открытие школы пришли руководители СО РАН, известные ученые, директор СУНЦ и директор летней школы, и, конечно, преподаватели и воспитатели ФМШ. Впечатление – будто огромная семья съехалась на семейный праздник: всех роднит сияние глаз и какое-то воодушевление. Сохранить бы этот свет для всех других, потемневших лицом раньше времени…

То и дело слышишь разговор о школьной реформе, о программах и тестах: летняя школа, она учит впрок, на зиму, как и что преподавать в новых условиях.

В любом другом месте эти разговоры под сияющим летним небом, среди легкомысленных цветочных бордюров и идеально скошенных газонов показались бы странными. Но в Академгородке это самое привычное – на перекрестках проспектов, на лесной тропе, в старом дворе, когда выгуливают четвероногих любимцев, в счастливые минуты приходят счастливые решения и идеи: мозг творческого человека имеет свойство никогда не отключаться от «свербящей» мысли. Может, талант – это и есть разновидность страсти?

Нефть или интеллект?

…У автостоянки прощаются с мальчиком лет двенадцати родители: только что привезли его на стареньких «Жигулях».

– Вы , как и мои дети, хотите, чтоб он занимался наукой? – спрашивает чья-то грустная бабушка. – Вас не пугает, что профессорская зарплата – четыре с половиной тысячи рублей?

Мужчина молчаливо и как-то виновато устраивается за рулем. Миниатюрная его жена улыбается ободряюще:

– Мы все знаем. Муж – профессор математики. А сын – математик от природы. Он должен заниматься тем, чем хочет, – математикой. Мы не хотим ему мешать. Да и правительство стало поддерживать фундаментальные науки. Найдут выход, поймут, что интеллектуальный потенциал не менее важен, чем нефть и газ…

В небольшом зале заседаний готовятся к встрече с новым поколением члены ученого совета СУНЦ – академик Вячеслав Иванович Молодин, чьи археологические находки известны всему миру как сенсация, ректор НГУ Николай Сергеевич Диканский, директор СУНЦ членкор РАО Александр Александрович Никитин, директор летней физико-математической школы, доктор физико-математических наук Александр Сергеевич Марковичев, коммуникабельный и подвижный.

– Не преувеличиваете ли вы роль математики в образовании? Разве она и сегодня – царица наук? – спрашивают журналисты.

– Мы же готовим уникальных математиков, – отвечает ректор университета. – Интеграция – естественная – идет с основания университета. Наши студенты-физики и математики постоянно ездят в летние археологические, геофизические, биологические и другие экспедиции.Наши математики и физики обеспечивают высокий уровень генетики. Введение математики и физики в биологию привело к сенсационным открытиям. Сегодня экзамен по математике обязателен при поступлении на наши юридический, экономический, психологический факультеты. В сентябре мы открываем медицинский факультет вместе со знаменитым «Вектором» – будем готовить иммунологов, вирусологов и других современных специалистов, которым нужна мощная математическая подготовка, широкое математическое образование, которое можно выстроить лишь на надежном фундаменте…

– Состояние преподавания математики в школе и вузах очень тревожит наших ведущих ученых, – говорит директор СУНЦ Никитин, – мы недавно провели Международный конгресс «Математика в XXI веке». Тематика докладов говорит о проникновении математики во все сферы жизни. Академик Юрий Леонидович Ершов, директор Института математики, анализировал культурную миссию математики, огромный интерес вызвала работа генетиков «Системная компьютерная биология: от генов к генным сетям», тут очевидна революционная роль математики в медицине, как и велика ее роль в математическом моделировании общей циркуляции атмосферы и океана – работы потрясающие!

В самом же специализированном центре создали не только эффективные технологии преподавания физики и математики, свою развивающую педагогику и особую методику, но и прекрасные учебники по биологии, по математике – с 5-го по 10-й класс в единой концепции и логике, на трех различных уровнях с возможностью «перемещения» в них, с прекрасной методической поддержкой. Учебники настолько увлекательны, что дети пытаются учиться по ним самостоятельно, опережая своих одноклассников.

– Теоретической математике нужны одаренные люди, мы всегда искали их через олимпиады, – рассказывает Никитин. – Но теперь олимпиадное движение сузилось: деньги одни и те же, а число предметов разрослось. Теперь мы проводим летние школы в национальных округах – университет работает по гранту Европейского сообщества «Демократия и права человека», для чего разработана программа «Расширение возможностей коренных народов Сибири в получении образования высокого уровня», приглашаем в летнюю школу не только победителей олимпиад – их число ограничено квотой для каждого района, но и просто участников олимпиад, талантливых детей, которых наши преподаватели выискивают по всей Сибири. Зимой мы разослали им 1000 приглашений (и методические пособия) для поступления в летнюю школу, где после заключительного тура олимпиад, после собеседования, после семинаров и контрольных работ отберем новое пополнение ФМШ – примерно 350 человек. Принципы отбора? Прежде всего – высокий уровень способностей. Именно способности, а не объем знаний выявляют наши олимпиады. Затем – столь же важный показатель – обучаемость. Порой что-то мешает ребенку проявиться на олимпиаде или собеседовании, знания ординарны, но – неординарная способность к научению. Это сразу бросается в глаза на занятиях, на семинарах, в многочисленных интеллектуальных играх. Лично я очень таким ребятам симпатизирую. У них не было возможности развиться так, как, скажем, в семье ученых, где много взрослых заняты одним ребенком. Но в нашей школе они получат мощный импульс развития и ту развивающую среду, в которой кристаллизуется их математический дар. Учитываем и такой показатель, как способность жить в интернате. В летней школе у нас самоуправление и самообслуживание. Все характеры и свойства сразу проявляются. В прошлом году мы отправили домой из летней школы парнишку, который не хотел считаться с другими, – курил. Правилами это запрещено. В этом году он приехал снова. Посмотрим, выдержит ли…

Почему

погибла мышь?

Как бы ни спорили физики и математики о первородстве, но главным событием в день открытия школы стала лекция…по биологии, прочитанная доктором биологических наук преподавателем ФМШ Григорием Моисеевичем Дымшицем. Профессор Дымшиц из плеяды тех блистательных популяризаторов науки старой школы, чьи лекции имеют свойство потрясать слушателей почти так же, как необычное явление природы. Обдумывать их можно всю жизнь.

Его выступление можно было бы назвать также лекцией по физике или по информатике: тема так и звучала – «Молекулы – информация жизни». Можно бы ее посчитать и триумфом математиков: лектор буквально в считанные минуты научил весь зал верно читать и интерпретировать математические символы и формулы, описывающие механизм фундаментальных процессов.

– В этом году мы отмечаем великую дату – 50-летие открытия, которое приравнивается к открытию закона всемирного тяготения, ставится в один ряд с созданием теории относительности. Я говорю о воссоздании структуры двойной спирали ДНК, – лектор говорил без пафоса, мел его скучно постукивал по старой доске, вынесенной на авансцену, а зал уже обмирал от любопытства и предвкушения – так просто и ясно вырисовывались в наборе символов закономерности, которые студенты, а затем и школьники начали прочитывать хором.

– Как же выглядел этот эксперимент в 1928 году? – лектор обращался с аудиторией, как со свидетелями и даже участниками исторических событий. – Штамм бактерий бескапсульный не вызывает заболевания мыши. Другой штамм пневмококков – капсульный, его снаружи окружает полисахаридная капсула, он патогенный, вот он как выглядит: если им заразить мышь, она подохнет, и в ней размножаются капсульные пневмококки…

Все эти процессы четко обозначаются на доске особым порядком уже знакомых символов. Тишина. И вдруг:

– Но! Заражаем мышь кипяченым капсульным штаммом – и она… процветает!!!

В зале спокойная тишина – всем известна роль кипячения. Однако интерес не ослабевает: от лектора можно ждать подвоха…

– А теперь добавим в этот безвредный раствор штамм бактерий бескапсульный, при котором, помните, мышка была жива-здорова, – профессор уже пишет свои формулы под диктовку зала, – и…

В зале драматическая тишина, затем хор изумленных голосов, просчитавших результат первыми:

– Мышь погибает! Почему?!

Возможно, ради таких мгновений и работают ученые в университетах: мистическое единение с залом, полная власть над тысячей молодых умов, потрясенных открывшейся им истиной или противоречием.

Вот так проходят все занятия летней школы: через эксперимент, потрясение, изумление или восторг. Это стиль ФМШ: никакой рецептуры «делай так», а исследование – давайте посмотрим, что будет, если…

– У школы особая аура, атмосфера свободы, творчества, дружбы – это для 15-летних дороже всего. У нас были случаи, когда наш «фымышонок», победив в международной олимпиаде и получив приглашение на годовую стажировку в Америке, отказывался уезжать: «Хочу быть здесь!» С этой школой не расстаются во всю жизнь, – говорит Никитин. – Своя методика, своя педагогика.

Мощное побуждение мысли, догадки, поиск связей, причин, закономерностей. Это увлекательней любой игры. Может, поэтому нет речи о дисциплине: педагогическому коллективу летней школы – а он состоит из преподавателей, студентов, аспирантов и выпускников ФМШ – удается в первые же два дня создать самоуправляющийся и саморазвивающийся временный детский коллектив. Главная забота – чтоб не переутомились, чтоб отдыхали, высыпались, чтоб каждые два часа происходила смена занятий: семинар, спорт, интеллектуальная игра, театрализованный праздник и т.д.

Хотя план утвержден и всем обеспечен еще в декабре, все очень демократично, ненавязчиво, добровольно и похоже на импровизацию, затеянную самими детьми. Вечер смеха, вечер авторской песни, пляжный бал, выборы Королевы и Короля, визитка педагогического отряда… Заданы только формы, содержание всегда неожиданно – инициатива самих ребят, которые в первый же вечер становятся не соперниками, а коллегами.

Сериал

«Из жизни фымышастых»

Защита фантастических проектов – традиционный конкурс фантазеров, не знающих невозможного, но обязанных четко доказывать, опираясь на современные научные данные, осуществимость своего проекта. Всем памятен давний проект, где в результате замены одних реакций на другие, предлагалось превратить свинью в автотрофный организм, способный питаться хлорофиллом. Ценность проекта автор обосновал очень убедительно: вместо щетины вырастают розы и распространяют хороший запах. То было тридцать лет назад, тот «фымышонок» стал известным вирусологом и автором ярких открытий.

Проекты зачастую носят глобальный характер, но на защиту дается всего пять минут: вопросы же и дискуссии могут длиться часами.

Человеку с гуманитарным образованием, как правило, дальше названия и идеи проекта мало что удается в нем понять. Иногда после строчки непрерывных формул мысль гуманитария останавливалась окончательно. Вечная проблема непонимания физиков и лириков. Физиков же в аудитории было абсолютное большинство. И они не просто слушали, но вникали и задавали вопросы. Это было собрание знатоков.

– Сколько километров может пролететь такая пуля? – детали очередного ноу-хау, пушки – отбойного молотка, занимают и девичьи умы. Девочки задают подчас очень непростые вопросы.

– А это вы сами уже можете посчитать, – отмечают члены жюри и радостно добавляют, – вот вам и домашнее задание.

Но и без задания головы их 24 часа в сутки заняты головоломками.

Девчонок, кстати, масса. Но удивительно даже не это, а то, как увлечены они всевозможными исследованиями. Девушка, которая несколько минут, не отрываясь, изучала себя в зеркальце, может отбросить его и с горящими глазами спорить о том… будет или нет предлагаемый двигатель на солнечной энергии действовать, взлетит или не взлетит воображаемая ракета, которую питать должно не космическое топливо, а совершенно иные источники.

Чем более проект фантастичен, – а предела фантазии нет, – тем больше внимания, восторгов и вопросов он вызывает. Между прочим, после подведения итогов съедобные призы и «жоли» (местные деньги, существующие в рамках двух Дней капитализма, объявленных накануне) выдали не только «гениальным изобретателям», но и тем, кто задавал наиболее продуктивные вопросы, рождающие новую идею.

В этот же день на территории школы объявили Дни капитализма, каждому предлагалось попытать свое счастье и самостоятельно заработать побольше «жолей» – от имени Джоуль – производное, символизирующее наличные, на которые здесь же, в капиталистическом магазинчике, можно кое-что купить, а можно и вложить их в какое-то предприятие.

Любопытно, что проводит эти Дни комсомольский отряд – это вожатые, которых традиционно называют «комса» и которые фонтанируют творческими идеями. Вот и сейчас на первом этаже они увлекают не занятый в конкурсе проектов народ на «биржи труда» – заработать можно на дежурствах, на уборке территории, на подготовке праздника и так далее. К дверям комнат с табличками «Биржа труда» уже очередь!

А на четвертом этаже, где раздают премии лауреатам-фантастам, каждый сам себе – центр занятости.

– Почему ты сейчас здесь, а не на бирже? – спрашиваем «элшонка» (так называют себя ученики летней школы), приехавшего чуть ли не из Заполярья.

– Дни капитализма еще завтра будут, – отвечает. – А тут, между прочим, тоже можно неплохо заработать, если финансировать перспективный проект…

Да и кто устоит перед захватывающими возможностями – перед воплощенными здесь в чертежах и формулах космическим кораблем, огородом на крыше, гидропоездом и эстетически и экологически безупречным… туалетным бачком. По подземным тоннелям, нарисованным на доске, летят сверхсовременные транспортные средства со скоростью 4 метра в секунду. Покемоны и политики, отправленные на Марс, буквально на глазах присутствующих получают там электроэнергию.

В итоге жюри вдохновляется особым вариантом электролиза (едва ли не очередная попытка создания вечного двигателя) и ракетой с парусом, которая питается солнечной энергией.

И так в каждой игре – веселое и поучительное рядом, тут же все меняется, переделывается, совершенствуется коллективным экспромтом.

На заметку

взрослым

С 4 по 26 августа счастливчиков зачисляют в ФМШ, а остальные отправляются по домам, чтобы учиться в заочной физико-математической школе.

– Бывали случаи, когда к нам поступали двенадцатилетки, – вспоминает директор Центра. – Валеев Тагир из Ханты-Мансийского округа, Ваня Масалов из многодетной алтайской семьи. Защитили диссертации. В отдаленных школах есть прекрасные, талантливые учителя математики, с которыми мы постоянно сотрудничаем.

Но, как рассказывают родители, есть и другие: не все школы дают информацию о ФМШ или делают это с опозданием. Приехавшие из малых городов России сообщают, что на местах вообще не могли получить никакой информации.

– Кто помогал тебе готовиться к олимпиаде? Консультировал ли учитель по заданиям летней школы? – на этот вопрос многие дети отвечали отрицательно, а самый веселый новосибирский парнишка грустно признался:

– Директор моей гимназии просит меня не переходить в ФМШ. Говорит, школа тогда потеряет медаль и не подтвердит свой статус. Если я уйду в физматшколу, предам своих учителей…

Это ли не психологическое давление?

Хотя учителей и директора понять можно: их работу по-прежнему оценивают – и зарплатой в том числе – по количественным показателям: сколько троечников, сколько медалистов, победителей олимпиад… Вот и пишут учителя за медалистов сочинения, а на олимпиадах снабжают шпаргалками – кто от этого выигрывает? Только не дети.

Словом, летняя школа не только выявляет таланты, но и противоречия и слабые места в организации образования.

Галина ФРОЛОВА, собкор «УГ»; Наталья ЦОПИНА, выпускница факультета журналистики НГУ

Академгородок, Новосибирск

Первые в жизни интервью

Директор СУНЦ НГУ чл.-корр. РАО Александр НИКИТИН и ректор НГУ чл.-корр. РАН Николай ДИКАНСКИЙ

Вот-вот начнутся лекции

Перед торжественным открытие ЛШ-2003


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту