На систему образования оказывают влияние различные общемировые и отечественные тенденции, которые нужно учитывать при построении стратегии развития образовательного учреждения, повышающей его конкурентоспособность в современных и будущих условиях. Задача развития успешного конкурентоспособного выпускника, способного жить и творить в современном быстроменяющемся мире, стала ключевой для системы образования.
Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Общемировые тенденции, научно-технический прогресс, глобализация и другие процессы предъявляют современному человеку новые требования. Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно. Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования предъявляются к современным и будущим профессиям, как меняется рынок труда и какие общемировые инновации влияют на характер этих требований. Не случайно сегодня возникают все новые и новые требования к компетенциям специалиста.Для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации – устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе и динамичного развития экономики необходимо воспитание нового гражданина России. Глобальная конкуренция и новая волна технологических изменений требуют развития и внедрения инноваций, которые невозможны без развития человеческого капитала нации и создания структур, обеспечивающих их внедрение. Следовательно, возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития России. Задача системы образования – создать условия для становления этого капитала.Современный выпускник школы, вуза должен не просто уметь адаптироваться к требованиям современного мира – он должен обладать определенными динамическими возможностями, создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Человек должен быть конкурентоспособным как сегодня, так и в будущем.Между тем лонгитюдные исследования нашей экспериментальной площадки по теме «Технология преемственности в системе непрерывного образования» позволяют говорить о том, что на сегодняшний день созданы условия для формирования неуспешности в образовании детей на каждой ступени.Опыт регионов и образовательных учреждений Москвы показывает, что в образовательных учреждениях систематически выделяются определенные проблемы в развитии детей на каждой ступени. Например, с каждым годом в младшие группы детских садов все больше и больше приходят дети, имеющие проблемы в развитии психических функций. Ежегодно увеличивается число детей, имеющих логопедические нарушения (около 90% детей имеют те или иные виды логопедических нарушений). Так как в образовательных учреждениях не всегда специалисты могут охватить своевременной помощью всех нуждающихся детей, от 5 до 30% детей приходят в 1-й класс с неразрешенными проблемами. Следовательно, они сталкиваются с трудностями при обучении в школе, то есть еще на дошкольной ступени формируются предпосылки для их дальнейшей неуспешности. В школе такие проблемы накладываются на другие и, усугубляя их, «идут» с ребенком на протяжении всей его школьной жизни.Актуальна проблема развития мышления у учащихся в основной и старшей школе. Наши исследования показали, что на этой ступени увеличивается количество детей, имеющих средние показатели по развитию мышления на основе вербального и невербального материала (уменьшается число детей, имеющих высокие и средневысокие показатели), снижается мотивация к образовательным достижениям и увеличивается направленность на себя (собственные интересы) в ущерб познавательным (направленность на дело). Эти и другие проблемы приводят к снижению среднего балла по основным предметам, это прослеживается с 4-го по 8-й класс.Какой же должна быть система образования, чтобы преодолеть эти трудности, выпускать таких конкурентоспособных и успешных людей? Во-первых, динамичной – адекватно отвечающей требованиям времени, запросам общества, государства, родителей и детей. Во-вторых, инновационной – отражать современные и перспективные направления развития науки и практики через открытую информационно-коммуникативную среду. В-третьих, вариативной – обеспечивающей индивидуализацию образовательного процесса, широкий спектр образовательных услуг в зависимости от потребностей воспитанников.Существующая ситуация сформировала определенные вызовы, стоящие перед отечественным образованием.Первый вызов. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед современным педагогом новую задачу – достижение не только предметных, но и определенных, данных стандартом метапредметных и личностных результатов. Между тем в системе образования существуют определенные противоречия, затрудняющие достижение заложенных в стандарте результатов.Во-первых, «старая система образования» была в основном направлена на оценку предметных результатов, а вся система обучения и повышения квалификации педагогов и специалистов не учила, как оценивать метапредметные и личностные результаты. В стандартах подробное описание данных механизмов не заложено, и современное образовательное учреждение находится в ситуации творческого хаоса, так как существующие методики диагностики не позволяют эффективно и грамотно оценить данные результаты.Во-вторых, эти стандарты требуют от педагогов освоения новой позиции – не учителя, а помощника, новых форм передачи знаний и культурного опыта детям. Учитель теперь не носитель уникальных знаний, передающий их детям в готовом виде. Он вместе с учениками должен добывать знания. Этот подход требует сильной перестройки мировоззрения учителя.Сегодня учитель в своей работе должен учитывать несколько моментов.Первый – понимание того, что идет период активного формирования интеллекта ребенка (высших психических функций), и ложится он на дошкольный и школьный возраст до 13 лет. Например, в докладе президента РАО Николая Никандрова на Международной конференции в Кабардино-Балкарии (2006 год) отмечено такое формирование интеллекта (условно): к концу 1-го года жизни – 20%; к 4 годам жизни – 50%; к 8 годам жизни – 80%; к 13 годам жизни – 92%.Основа формирования интеллекта ложится на эпоху детства (согласно периодизации психического развития по Д.Эльконину и В.Давыдову). Поэтому главная задача педагогического коллектива основана на создании максимальных условий для полноценного и всестороннего развития ребенка в дошкольном и начальном школьном возрасте.В этот период немаловажная задача педагогов – научить воспитанников и учащихся самоорганизации собственной деятельности и учебного труда, то есть научить учиться самостоятельно, добывать знания. Формирование умения учиться помогает реализовывать вторую позицию.Второй – реализация федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы, где в основе лежит формирование универсальных учебных действий (УУД) с переходом на ФГОС основной школы. К сожалению, на сегодняшний день основная масса учителей не владеет этим и, самое главное, не придает этому большой значимости. Именно универсальные учебные действия формируют самоорганизацию учебного труда, учат ребенка самостоятельно добывать знания, именно они и подготавливают его к основной школе – к 5-му классу, чтобы он был успешной саморазвивающейся личностью.Третий – учебники, учебные пособия и методические рекомендации начиная с 5-6-го класса не отвечают требованиям современного мира и общества. Поэтому учитель должен активно пользоваться информационно-образовательным пространством для получения передовых знаний о том, что происходит в мировом пространстве, и учить этому детей.Четвертый – саморазвитие и самоопределение учащихся. Если учебный процесс направлен на формирование осознанного саморазвития учащихся, то это позволит выйти к концу 9-го класса на формирование у учащихся осознанного самоопределения и к выбору профильной направленности. Учащийся при выборе профессии должен смотреть вперед. Что это значит? Это значит, что он должен учитывать влияние научно-технического прогресса, мировые достижения в различных отраслях народного хозяйства, в том числе в отраслях народного хозяйства по профильной направленности, постоянно изучать рынок труда. Этому может способствовать информационно-образовательный портал каждого учителя, в котором находят отражение не только организационно-тематические моменты учебно-воспитательного процесса: план работы, тематическое планирование, различные конкурсы, викторины, методические рекомендации, но также должны отображаться передовые достижения различных отраслей народного хозяйства в рамках его предмета.Второй вызов. Существующие реформы в системе образования – переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда – требуют новых подходов к оценке результатов каждого сотрудника. От того, насколько грамотно выстроена система стимулирования сотрудников, будет зависеть эффективность вложения финансовых средств в фонд оплаты труда. Недостаточно просто увеличить заработную плату сотрудника, важно, чтобы он четко понимал, за какой результат получает денежные вознаграждения, этот результат должен определяться в соответствии со стратегией развития образовательного учреждения. Этому помогает внедрение ключевых показателей эффективности и системы сбалансированных показателей.Проведенное в октябре 2011 года исследование целеполагания сотрудников, детей и родителей (в рамках ГЭП) показало, что около 52% учащихся не умеют четко ставить цели, а 78% – правильно планировать их достижение, у 62% педагогов цели несколько абстрактны, у 74% недостаточно четко описаны способы их достижения, 69,8% родителей не умеют ставить цели в отношении развития собственного ребенка, также абстрактны и не соответствуют целям способы их достижения у 66% родителей. Поэтому вопросы целеполагания, планирования, оценки результата и ответственности за него актуальны. В этой связи мы начали эксперимент по развитию данных навыков у всех СОД. Мы прогнозируем, что такая работа будет способствовать повышению результативности деятельности образовательного учреждения – повышению качества образовательных услуг.Реализуемая нами на протяжении 30 лет технология преемственности в системе непрерывного образования позволяет развивать динамические возможности образовательного учреждения, повышая конкурентоспособность педагогов и самого образовательного учреждения. Эта система работы позволяет всегда идти в ногу со временем, прогнозируя свое развитие на несколько лет вперед.Какие же механизмы способствуют достижению современных требований к системе образования? Постоянное изучение общемировых тенденций, тенденций развития нашей страны и системы образования, передового зарубежного и отечественного опыта. Лонгитюдные исследования развития воспитанников и учащихся в педагогическом, психологическом и медико-физиологическом аспектах (ведение электронной карты развития ребенка), позволяющие осуществлять не только коррекцию, но и профилактику возможных проблем в их развитии еще задолго до того, как они могут наступить (система консилиумов). Управление образовательным процессом с учетом изучения индивидуальных особенностей, потребностей и запросов всех субъектов образовательной деятельности, что позволяет своевременно развивать образовательное пространство, отвечающее запросам потребителей. Внедрение проектного управления, благодаря которому каждый специалист может объединиться в проектную команду для поиска эффективных способов решения выявленных проблем в развитии детей, учащихся, в собственной педагогической деятельности. Благодаря этому подходу каждый специалист становится менеджером своего направления, повышается ответственность за результат. Построение системы управления по целям в новых условиях финансового обеспечения позволяет согласовать деятельность всех служб для достижения стратегических целей и задач, выработанных нашим педагогическим коллективом, гибко управлять качеством образовательного процесса.Все это и многое другое позволяет нашим педагогам и выпускникам легко адаптироваться к новым условиям, быть успешными и конкурентоспособными.Мы активно делимся нашим опытом работы с регионами РФ. Под нашим руководством созданы центры преемственности в Твери, Иванове, Заволжске, Кинешме, Барнауле. Объединяя инновационный потенциал образовательных учреждений, мы помогаем учителям, специалистам и администрации постоянно развиваться, находить ответы на многие вопросы. Мы готовы к сотрудничеству. Я всегда говорю: «Пока мы живы, мы вместе». Какие бы изменения ни происходили в России и в системе образования, работая вместе, их всегда можно решить.
Комментарии