search
main
0

Владимир Потёмкин: нарком-реформатор и создатель академии педагогических наук

Безусловно, на реформе советской системы образования в годы Великой Отечественной войны на основе воспроизводства в новых исторических условиях дореволюционных образовательных традиций лежит глубокий личностный отпечаток наркома просвещения РСФСР Владимира Петровича Потёмкина (1874–1946) – выдающегося государственного деятеля, военачальника, дипломата, педагога, действовавшего всегда системно, комплексно, конкретно, с несомненной смелостью и только на опережение. И в этом он пользовался особым доверием И.В. Сталина.

Фото: Большая российская энциклопедия 2004–2017

Потомственный гуманитарий

Владимир Потёмкин родился 7 (19) октября 1874 года в Твери в семье земского врача, потомственного дворянина. Будучи высокообразованным человеком, влюблённым в русскую историю и литературу, отец стремился и своим детям дать хорошее образование: сам учил их русскому, греческому, латинскому и французскому языкам, руководил занятиями по отечественной и всемирной истории. Был требовательным, строго наказывал за проступки и непослушание, с раннего детства воспитывая дисциплину и трудолюбие.

Еще в гимназии Владимир серьезно увлекся историей, принимал участие в археологической экспедиции, работавшей на раскопках древних курганов, а его гимназическое сочинение о переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского заслужило наивысшую оценку экзаменаторов.

В 1893 году, окончив гимназию, он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, где был учеником известных историков П.Г. Виноградова и В.И. Герье.

После окончания университета Владимир Петрович преподавал историю в Екатерининском институте благородных девиц, женской гимназии Калайдович и реальном училище И.И. Фидлера. В это же время Потёмкин выступал с публичными благотворительными лекциями по различным проблемам отечественной и всемирной истории. Обладая замечательным ораторским талантом, он снискал себе славу выдающегося лектора.

На рубеже ХIХ-ХХ веков многие губернии России охватил голод. В это время Владимир Потёмкин стал широко известен и получил общественное признание как инициатор и редактор благотворительного сборника «Помощь», изданного в пользу голодающих. Сборник был опубликован большим тиражом и разошёлся в несколько дней.

Организатор педагогических съездов

9 ноября 1917 года после Октябрьской революции был принят декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. Потёмкин стал ее членом, а затем и заведующим отделом съездов Народного комиссариата просвещения РСФСР, то есть одним из организаторов народного образования молодой Советской республики. Владимир Петрович принимал участие в разработке первых документов по народному образованию, в частности «Положения о единой трудовой школе» (октябрь 1918).

В июле 1918 года Потёмкин председательствовал на Первом всероссийском съезде учителей. Вообще организация съездов было тогда его главным занятием. Под руководством Владимира Петровича было проведено множество съездов и совещаний, сыгравших важную роль в строительстве новой школы. Сейчас это трудно себе даже представить, но в 1918–19 годах в атмосфере гражданской войны под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образования, сыгравших важную роль в строительстве новой школы.

Пламенный комиссар

В сентябре 1919 года Владимир Петрович ушел на фронт. Он становится сначала зав. политотделом Западного фронта, а в октябре назначается начальником политотдела Южного фронта (командующий А.И. Егоров, член РВС И.В. Сталин) и участвует в боях с наступающей на Москву армией А.И. Деникина, которая вскоре была остановлена и разбита. Именно на это время приходится его близкое знакомство с Иосифом Виссарионовичем, в дальнейшем основополагающе сказавшимся на судьбе Владимира Петровича.

В мае-июне 1920 года развернулись бои за освобождение Киева от польско-петлюровских войск, в которых участвовали суда Днепровской военной флотилии. Потёмкин был назначен командиром отряда особого назначения, приданного Днепровской флотилии и сыгравшего важную роль в боях за Киев. В этих сражениях проявились его качества военноначальника. После освобождения города Потёмкин выступил на митинге и провозгласил восстановление в Киеве Советской власти.

За умелое руководство военными операциями по освобождению Киева он был награжден орденом боевого Красного Знамени. Гражданскую войну Владимир Петрович закончил членом РВС 6-й армии Южного фронта.

Школа детской радости

В начале 1920-х годов В.П. Потёмкин некоторое время возглавлял Одесский губернский отдел народного образования и сумел сплотить вокруг себя педагогически одаренную молодежь, которая затем внесла существенный вклад в развитие новой школы.

21 апреля 1921 года стараниями Потемкина в Одессе для борьбы с массовой детской беспризорностью был создан Первый показательный детский городок имени Коминтерна, который возглавил известный педагог А. Готалов-Готлиб. Городок состоял из 23 коммун – воспитатели жили в одном доме с 40 подопечными. В городке имелись огороды, мастерские, где воспитанники получали разные профессии – столяр, швея, сапожник.

Другим ярким начинанием, поддержанным Потемкиным, стала деятельность в 1921 году Первой опытной школы-коммуны, во главе которой стояли молодые талантливые педагоги С. М. Ривес и Н.М. Шульман. Коммуна стала известна в Одессе как «Школа детской радости». Организуя самоуправление в школе, педагоги с са­мого начала отказались от того, чтобы даровать детям какое-то готовое самоуправление с бесчисленными ор­ганами, которыми они должны будут управлять. Коллективы в школе стали появляться на базе кон­кретных дел детей.

Важным условием становления и развития детского коллектива С.М. Ривес и Н.М. Шульман считали художе­ственную символику. У каждой группы было свое назва­ние, гимн, эмблема, знамя, присяга. Так, гимном комму­нистического кружка был «Интернационал». Опыт Первой школы-коммуны, получивший дальней­шее развитие в деятельности «Городка имени Октябрь­ской революции», стал одним из ярких достижений педа­гогики 1920-х годов.

 Нарком просвещения в годы Великой Отечественной войны

Далее судьба В.П. Потёмкина делает крутой поворот, и с 1922 года он находится на дипломатической работе, занимая ряд ответственных постов. В частности последовательно являлся послом в Греции, в Италии, во Франции. А в апреле 1937 года был назначен замнаркома иностранных дел.

Известный историк рабочего движения и международных отношений, военачальник, дипломат (что, кстати, помогало ему успешно налаживать многосторонние отношения со всеми структурами, способными помочь системе образования), Владимир Петрович с 29 февраля 1940 года возглавлял Народный комиссариат просвещения РСФСР.  Несомненно, это был удачный выбор – В.П. Потёмкин –  стал первым в истории российского образования министром-педагогом с многолетним успешным опытом практической работы в средней школе.

Время нахождения Владимира Петровича на этом посту в период Великой Отечественной войны было крайне тяжелым. И все-таки наркому просвещения удалось не только сохранить школу, но и провести ряд крупных преобразований.

Совмещение двух должностей — наркома просвещения и президента АПН РСФСР, которым он был избран в октябре 1943 года — было в данных обстоятельствах очень важно. В условиях, которые значительно позднее были названы «административно-командной системой», такое совмещение помогало быстрому решению многих насущных вопросов.

В период создания Академии, нахожде­ние в ее главе высокообразованного крупного и талантливого руководителя, пользовавшегося, что в то время было крайне важно, полным и особым доверием И.В. Сталина, способствовало масштабному и динамичному созданию Академии. Содействовало это и решению проблем внедрения результатов исследований членов Академии и сотрудников формируемых научно-исследовательских институтов, что мог сделать только Наркомпрос РСФСР.

Возрождение традиций русской классической гимназии     

На обоих этих постах патриот-государственник В.П. Потёмкин в 1943–45 годах целенаправленно и последовательно возрождал и синтезировал в советской системе общего образования прогрессивные черты русской дореволюционной школы. Нарком поставил цель — сделать советскую школу лучшей в мире. Подчеркнем, что весь пакет реформы, сконструированный по надежным лекалам русской гимназии, был подготовлен и обнародован В.П. Потёмкиным уже весной 1941 года, но война задержала ее осуществление.

Заслуга Потемкина — возвращение в школу русских национально-культурных ценностей. Главное внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся. В школе царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением в обществе.  Был осуществлен ряд мер, в своей совокупности во многом восстанавливающих образовательной процесс, основанный на традициях русской классической гимназии.

В результате советская школа, по мере развития реформы, все более и более внешне напоминала русскую классическую гимназию 70-х годов ХIХ века. Были установлены: «Правила для учащихся», сыгравшие большую роль в воспитании школьников и укреплении учебной дисциплины, раздельное обучение, выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на Аттестат зрелости в 10-м классе, золотые и серебряные медали, цифровая пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся.

Существенные ценностные изменения произошли в содержании общего образования, в организации процесса обучения, наполнении учебных планов и программ. Были объединены русский язык и литература.  Программа по литературе, разработанная при Потемкине, была лучшей за всю историю советской школы. Начальную школу перестроили на усвоение учебной информации через родной язык и литературу. Обратим внимание и на то, что В.П. Потёмкин еще в декабре 1942 года подписал приказ о введении в школах буквы «ё» как обязательной и об обязательном печатании буквы «ё» в печатных изданиях.

В 8-х–10-х классах были введены чисто гимназических курсы логики и психологии, в Москве в июле-августе 1943 года были проведены полуторамесячные курсы подготовки преподавателей логики.

В женских школах в старших классах ввели преподавание педагогики, как это было в 8 классах дореволюционных женских гимназий. Такая подготовка давала право выпускницам преподавать в начальных классах.

После окончания войны были созданы специализированные школы с преподаванием на английском, немецком и французском языках. Готовилось введение преподавания латыни, для чего были изданы учебники латинского языка для восьмых–десятых классов и осуществлены учебные издания римских классиков. А в нескольких школах в пилотном режиме такое преподавание латыни успешно осуществлялось.

Огромное внимание уделял В.П. Потёмкин укреплению связи семьи и школы, привлечению к решению задач воспитания широких кругов общественности, прекрасно понимая, что задачи воспитания возрастающих поколений успешно решаются только общими слаженными усилиями всех общественных институтов: государства, школы, общественных организаций и семьи.

Очень много было сделано в этот период для развития внешкольного образования, детского научно-технического и художественного творчества.

Выдающаяся ретрореформа системы образования

Именно созданная Потёмкиным школа содействовала победе в Великой Отечественной войне, дала возможность Советскому Союзу в послевоенные годы подготовить миллионы высококвалифицированных специалистов в самых разных сферах деятельности: в науке, технике, системе управления, в искусстве. Благодаря этому удалось в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство и совершить поразительные прорывы на главных направлениях научно-технического прогресса, удивив весь мир своими достижениями в космосе, ядерной энергетике, медицине, машиностроении.

Реализация реформы системы образования в послевоенные годы существенно изменила ценностные основы, цели и задачи, формы и методы образовательной деятельности, в целом конфигурацию и инфраструктуру образовательного пространства и сформировала в учебных заведениях новое ценностное коллективное самосознание педагогов и учащихся.

Именно эта школа, будучи по своему содержанию и требованиям единой для всей страны, реально создавала равные условия и возможности для получения образования, для проявления способностей и развития талантов учащихся всех регионов Союза – от Калининграда до Владивостока, от крупных столичных школ – до небольших сельских в далеких глубинках России, не давая при поступлении в вузы никаких привилегий абитуриентам одних социальных групп или регионов перед другими.

Именно эта школа была настоящим открытием для Запада, который признал ее решающий вклад в послевоенные достижения СССР в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Она стала объектом пристального изучения и подражания для многих стран мира.

Создание Академии педагогических наук

В.П. Потёмкин — инициатор создания и первый президент Академии педагогических наук РСФСР. Примечательны те социально – политические обстоятельства, при которых произошло создание Академии. Действительно, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны в результате победы в Курской битве руководство страны обрело уверенность в победоносном завершении войны. Соответственно актуализировались задачи простраивания основ будущего послевоенного мира. Уроки Великой Отечественной войны показали важность и необходимость кардинального усиления всей воспитательной деятельности в советском обществе, прежде всего, через систему образования.

Как подчеркнул В.П. Потёмкин «знаменательно, конечно, и не случайно, что союзное правительство признало необходимым создать это научно-исследовательское учреждение тогда, когда Великая Отечественная война была ещё в полном разгаре, когда немецкие варвары предавали систематическому уничтожению все ценности культуры и когда в большинстве стран, вовлеченных в войну, правительства меньше всего думали о просвещении.

Это означало, что, создавая научно-исследовательский центр педагогической мысли, правительство имеет в виду повысить теоретический уровень миллионной армия учительства и всех работников народного образования, дабы поднять советскую школу на высоту, достойную величия страны Ленина и Сталина, народа многовековых и славных исторических традиций, шествующего ныне в авангарде свободолюбивых наций всего мира».

Безусловно, АПН РСФСР задумывалась как крупномасштабный культурно – просветительский проект, главной задачей которого являлось создание самой лучшей в мире системы общего образования. В данной связи Академия создавалась для решения вполне конкретных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса советской школы, которая по своим внешним форам, начиная с 1943 года, и далее, по нарастающей, все более обретала вид так называемой «сталинской гимназии».

В составе Академии и Толстой, и Чехов

В состав Академии вошли известные ученые, деятели народного образования и культуры как крупные ученые с мировым именем, так педагоги и психологи, получившие, как правило, образование еще в дореволюционных университетах.

В первом составе академии не было членов из числа политических деятелей, федеральных и региональных руководителей. Подобные кандидатуры тогда даже не рассматривались. Только истинные специалис­ты – академики АН СССР, профессура, писатели-просветители.

В состав были включены две «знаковые фигуры» – известный деятель дореволюционного общественно – педагогического движения Н.В. Чехов, который явно был призван символизировать преемственность поколений российского учительства.  И в качестве представителя от деятелей культуры – писатель Алексей Толстой, известный не только своими классическими произведениями и книгами для детей, но и циклом, созданных им в годы войны публицистических очерков, яркой патриотической направленности. Его избрание должно было символизировать широкий междисциплинарный дискурс Академии.

В первоначальном составе сотрудников институтов Академии был сосредоточен весь цвет отечественной педагогической и психологической науки. Из 58 докторов педагогических наук, имевшихся в то время в СССР, 54 непосредственно работали в учреждениях Академии или были тесно с ней связаны. Из 100 профессоров педагогики в деятельности Академии участвовало 75. Все это и обусловило, в то время, как высокий уровень профессиональной и личностной культуры членов новой Академии, фундаментальность ее деятельности, так и неоспоримую общественную репутацию.

Вторая половина 1940-х годов явилась «золотым веком» Академии, ее высшей интеллектуальной и нравственной планкой. Выстраданная Победа в Великой Отечественной войне, высекала в обществе светлый огонь надежды на предстоящие позитивные социальные изменения, на торжество в советской социально – политической жизни принципов гуманизма и демократизма.

Академия педагогических наук была призвана выполнять серьезную творческую научную работу на лучших традициях национальной русской педагогики. Ее главные черты должны были составить гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребенка и стремление развить в нем лучшие черты – трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность Родине.

Академия была призвана содействовать развитию народного образования в стране, распространять педагогические зна­ния, разрабатывать вопросы общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведе­ниях; планировать и развертывать научно-исследовательскую работу в области педагогических наук; готовить научные кадры по педагогике, истории педагогики, школьной гигиене, психологии, методикам преподавания.

Образованная в тяжелый для страны период Великой Отечественной войны, пе­дагогическая академия избрала наиболее верный во всех отношениях и помыслах о будущем страны стратегический вектор с опорой на исследовательскую, организа­ционно-педагогическую деятельность. Вновь создаваемое академическое сообщество было ориентировано на преемственность приоритетно значимых прогрессивных тра­диций отечественной и мировой науки о воспитании, связанных с именами замеча­тельных французских просветителей — идеологов и теоретиков свободного воспи­тания и общественного договора как необ­ходимого условия построения демократи­ческого гражданского общества.

Следующим пластом факторов был в целом происходивший разворот государственной политики к опоре на дореволюционные культурные, образовательные и, главное, патриотические ценности. Это рельефно проявлялось в то время в самых различных областях социально – политической деятельности и общественной жизни. В данной связи показателен следующий тезис В.П. Потёмкина: «В своей, научной работе Академия педагогических наук опирается на богатейший материал, завещанный ей классиками, представителями передовой русской педагогики — Герценом, Белинским, Чернышевским, Добролюбовым, Пироговым, Львом Толстым, Ушинским. В этом наследии Академия почерпает то, что сообщало русской педагогической мысли черты высокой оригинальности и самобытности, — подлинную народность, широкий гуманизм, непоколебимую веру в науку, пламенную любовь к Родине, бережное отношение к личности ребёнка, последовательный демократизм. Академия педагогических наук свято хранит этот золотой фонд русской педагогики; она прилежно изучает его содержание; она пользуется им при дальнейшей разработке важнейших проблем обучения и воспитания; она ставит своей задачей сделать его достоянием широких масс учительства и всех работников народного образования».

В данной связи важной задачей Академии стало изучение и использование классического наследия русской национальной педагогики. По замыслу Потёмкина Академия была должна сделать это наследие достоянием широких масс учительства.

Президенту АПН принадлежит заслуга возвращения в педагогику имени и произведений К. Д. Ушинского. Именно благодаря ему в 1945 году было широко отмечено 75-летие со дня смерти Ушинского и подготовлен к печати сборник его педагогических произведений, а затем (уже после смерти наркома) и собрание сочинений.

Несмотря на огромную организаторскую работу Потёмкиным сумел в это же время подготовить к изданию фундаментальное научное исследование – трехтомную «Историю дипломатии». Он был руководителем авторского коллектива, одним из авторов и главным редактором всего издания. За эту работу он был удостоен двух Сталинских премий (1942, 1945).

Добрая память

6 февраля 1946 года состоялось последнее публичное выступление Владимира Петровича Потёмкина на встрече с избирателями Ярославля. Вечером 23 февраля его сердце остановилось. В 12 часов ночи по радио было передано сообщение ЦК ВКП(б) и Правительства СССР о кончине выдающегося государственного деятеля Страны Советов, наркома просвещения, члена ЦК ВКП(б) и ВЦИК, Президента Академии педагогических наук, доктора исторических наук, академика АН СССР Владимира Петровича Потёмкина. Его похоронили на Красной площади у Кремлёвской стены.

На траурном митинге на трибу­ну Мавзолея поднялись В.М. Молотов и замес­титель председателя Совнаркома СССР А.Н. Косыгин, который выступил с речью.  Он отметил заслуги и выдающуюся роль В.П. Потёмкина в дальнейшем укреплении школы, в повышении качества учебно-воспитательной работы и  создании центра научно-исследовательской педагогической мысли – Академии педагогических наук РСФСР,  призванной содействовать развитию народного образования в стране. Последние почести президенту Академии лишний раз подчеркну­ли важность и большую значимость самого учреждения и его сотруд­ников.

Правительство СССР, учитывая выдающиеся заслуги Потёмкина перед Отечеством, приняло постановление об увековечении его памяти: его именем были названы педагогические институты (в частности, главный педагогический институт страны – бывший МГПИ, а ныне МПГУ), школы, библиотеки, установлены специальные стипендии в высших учебных заведениях.

Значимо, что сейчас обсуждается предложение поставить в 2025 году памятник Владимиру Петровичу Потёмкину перед входом в Научно-педагогическую библиотеку имени К.Д. Ушинского.

Михаил Богуславский, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте