search
main
0

«Вкус» слова

Учителю необходимо подготовить учеников, грамотных в широком смысле слова – не только имеющих навыки пользования речью, но образованных, высококультурных. Почему это удается не всегда? Проблема заключается в недостаточном внимании к изучению русской литературы как особого рода словесного искусства – это приводит к низкой коммуникативной, языковой и филологической культуре.

Важным средством выполнения этой задачи может стать интеграция уроков русского языка и литературы. Ведь только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Как за важной работой по формированию речевой, орфографической, пунктуационной грамотности не утратить «вкус» слова? Основы филологического взгляда на текст закладываются в 5-8-х классах. На уроках русского языка и литературы через систему специальных заданий ребята учатся видеть и слышать красоту и выразительность слова, понимать, какими средствами они достигаются. Я использую групповые формы работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. В 9-м классе у нас есть интересный урок-исследование «Наш дар бессмертный – речь: русские поэты о языке и речи», главная цель которого – формирование представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа, побуждение девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества. Функции речи мы прослеживаем в текстах известных русских поэтов. Стихотворение И.Бунина «Слово» дает нам возможность понять, что язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако предметы древних цивилизаций не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово «Письмена» с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре – к такому выводу приходят дети.Работая с текстом стихотворения М.Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью», понимаем, что речь для человека – это и средство рефлексии, проявление духовной жизни человека. Разбирая стихотворение А.Ахматовой «Мужество», видим, что, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа. Параллельно разбираем приемы в художественной речи. Так, метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух понятий. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.​Светлана БЫЧКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы города Бирюча Белгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте