search
main
0

Вижу, слышу, чувствую. Мультимедиа и «золотое правило» дидактики

Вызов, брошенный отечественной педагогической мысли бурным развитием мультимедиа, до сих пор остается без адекватного ответа. Наблюдается явное противоречие: практически все уверены, что использование мультимедиа в учебных целях просто необходимо, но редко удается услышать убедительное объяснение этой необходимости. Для разрешения существующего противоречия необходимо, во-первых, получить ответы на основные вопросы: «Что есть мультимедиа для человека?», «Каковы дидактические возможности мультимедиа?», «Каковы принципы учебного мультимедийного дизайна?»

Для поиска возможных ответов необходимо обратиться к основам дидактики и переосмыслить привычные, казалось бы, положения с точки зрения современной психологии. Особое место в традиционном обучении и тем более в обучении с применением компьютеров занимает принцип наглядности, сформулированный еще в XVII веке Яном Коменским.

К сожалению, достаточно часто этот принцип понимается весьма упрощенно: для усиления учебного эффекта необходимо предъявить ученику наглядное пособие (экземпляр объекта, его модель или изображение).

Поэтому для начала обратимся к словам самого великого дидакта: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания». То есть речь идет как о визуальной наглядности, так и об использовании слуховой модальности. Ученик должен не только видеть, но и слышать. Необходимо задействовать так много органов чувств, как только возможно.

Для компьютерного обучения на современном этапе их развития актуальны лишь зрительная и слуховая модальность – этого вполне достаточно для разрешения подавляющего большинства дидактических задач, особенно если учесть, что зрение и слух являются ведущими «поставщиками» ощущений из внешнего мира. Кроме того, информацию о размере, форме, цвете, взаимном расположении и движении предметов человеку естественно получать как зрительную. Короткие же пояснения и инструкции следует оформить как речевые фрагменты. Экранный текст необходим лишь в случае объемного словесного описания. Но, поскольку чтение с экрана – не самое приятное занятие, следует радикально сокращать количество текстовых блоков и их объем.

Согласно Яну Коменскому, «если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Это означает, что особую роль играет именно одновременное использование нескольких модальностей.

Результаты огромного числа экспериментальных исследований подтверждают справедливость принципа наглядности. Например, в 1967 году Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно».

Очевидно, что распределение информационной нагрузки между зрительной и аудиальной системами позволяет до некоторой степени увеличить скорость получения информации из внешнего мира. Информация, одновременно получаемая различными сенсорными системами, при обработке дополняет информацию из других систем. Согласно принципу модальности Ричарда Мейера, обучение с помощью анимации и речевого пояснения эффективнее, чем в случае анимации и текста.

Чрезвычайно важным оказывается взаимное расположение иллюстраций и текстовых пояснений. Они должны быть как можно ближе друг к другу (принцип пространственного размещения Ричарда Мейера). Ситуации, когда иллюстрация находится в одном кадре (слайде), а поясняющий текст в другом, недопустимы. Нумерация элементов сложной схемы с последующим пояснением под рисунком неоправданно нагружает когнитивную систему, поскольку ученику необходимо удерживать в памяти элемент схемы в поисках его описания. Рационально размещение коротких текстовых пояснений непосредственно в графической области. Организуйте показ анимации с одновременным речевым пояснением (принцип одновременности). И старайтесь не допускать ситуаций наподобие «А сейчас вы увидите…» или «Вы только что просмотрели…»

Приведенные выше данные о результативности запоминания говорят не только об эффективности одновременного использования различных модальностей (зрение и слух), но еще и о продуктивности одновременного использования вербального и образного кодирования информации. Согласно теории двойного кодирования информации Антонио Пейвайо, когнитивная система человека использует для обработки информации два независимых, но взаимодействующих канала: вербальный и образный. То есть обоснованный подход к дизайну учебных пособий прежде всего должен учитывать сбалансированное распределение нагрузки между различными сенсорными системами (зрение, слух) и каналами обработки информации (вербальным и образным). Основываясь на подобных рассуждениях, Мейер построил теорию мультимедиаобучения. Согласно ему суть мультимедиа может быть выражена простой формулой:

Мультимедиа = Слова (текст/речь) + Образы (рисунки/анимация/звук)

Выведенный Ричардом Мейером принцип гласит: «Результат обучения выше в случае, когда информация представлена с помощью слов и изображений, чем с помощью только слов».

При этом применение иллюстраций должно быть сбалансированным. По словам ученого, «никогда не ограничивайтесь наглядностью – наглядность не цель, а средство обучения, …не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учеников и мешает воспринимать главное».

Согласно данным когнитивной психологии, объем внимания и объем кратковременной памяти человека имеют ограничения. Необходимость удержания множества объектов при построении смысловых связей между ними приводит к дополнительной когнитивной нагрузке. Чрезмерное количество иллюстраций приводит к рассеиванию внимания и перегрузке когнитивной системы обучаемого. Иллюстрации должны выполнять свою дидактическую функцию, а не служить элементами декоративного оформления.

Иллюстративную графику следует различать по эффективности ее применения, выделив следующие типы:

• объясняющая;

• организационная;

• презентативная;

• декоративная.

Обилие презентативной и декоративной графики также может стать причиной перегрузки когнитивной системы и рассеивания внимания (см. табл. 1).

Создание иллюстраций к учебным пособиям требует учета степени ее информативности. Степень детализации организационной и объясняющей графики необходимо свести к оправданному минимуму, уменьшив, таким образом, ее информационное наполнение.

Например, при изучении английского слова «elephant» не стоит предлагать ребенку изображение слоненка с бантиком на голове, кушающего эскимо под зонтиком в песочнице. Пусть слоненок будет симпатичным и будет выполнен в цвете, но без излишней детализации, то есть в соответствии с поставленной дидактической задачей. А в качестве иллюстрации понятия «автомобиль» вряд ли имеет смысл предлагать фотографию реального автомобиля («Это «Форд Фокус» – у моего папы такой! Только у этого бампер погнут!»).

Иллюстрирование сложных числовых данных не нужно сопровождать многоцветной диаграммой в окружении текстовых и числовых подписей. Сложные диаграммы целесообразно разбить на несколько простых. Откажитесь от избыточных подписей данных и сложной легенды. Подумайте об уменьшении числа цветовых оттенков вплоть до возможности использования «монохромного» варианта. Диаграмма должна иллюстрировать лишь основную идею данного кадра (слайда).

Согласно исследованиям Мейера, «при чрезмерном увлечении наглядностью она становится тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей». К тому же «с возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической».

Учитывая результаты исследований когнитивных психологов, Ричард Мейер предлагает использовать образное представление абстрактных понятий и идей в виде соответствующих структур (см. табл. 2).

Использование структур представления знаний вместо длинных текстовых описаний позволяет снизить нагрузку на обучаемого и уменьшить затраты времени на изучение материала. То есть дидактический принцип наглядности оказывается эффективным при изучении не только конкретных объектов, но и теоретических понятий, идей.

Таким образом, внимательное прочтение принципа наглядности сквозь призму идей когнитивной психологии стало поводом для целого исследования, позволило выявить новые сущностные черты «золотого правила» дидактики и приблизило нас к новому пониманию сути мультимедиа и основ дизайна электронных учебных пособий.

Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте