search
main
0

Виктория Молодцова: Школа не армия, но красота отношений и ей необходима не меньше.

Сегодня на очередном «Родительском собрании» на радиостанции «Эхо Москвы» шел весьма актуальный разговор: нужны ли нам опытные учителя, достигшие солидного возраста, или исключительно молодые выпускники педагогических вузов? 78 процентов радиослушателей проголосовали за ветеранов. Голосованием проблему смены кадров, увы, не решишь. «Учительская газета» вот уже несколько лет отстаивает идею назначения учителям-ветеранам при увольнении двух пенсий: по педагогическому стажу и по старости. Как у госслужащих и шахтеров. Но на наше предложение ответ один – нет.

Думаю, не ошибусь, если скажу – самое главное, какую задачу мы ставим перед школой, и как мы выполнение этой задачи оцениваем. В Москве скоро состоится знаменательное событие: по десятку-полтора миллионов дадут на развитие школам, которые лидируют в рейтинге лучших. Но кто-то при этом мимоходом заметил, что лучшими будут названы те, чьи выпускники стали победителями в олимпиадах и получили хорошие баллы по ЕГЭ. То есть это теперь считается почти главным, хотя, с другой стороны, общее мнение педагогического сообщества – нельзя оценивать работу учителей и школы по таким итогам. Если самое главное такие итоги, то учителя-ветераны нам точно не нужны, молодые, владеющие современными технологиями и методиками, куда быстрее подготовят выпускников к «ЕГЭ-угадайке», поскольку освоили тестовые материалы еще до поступления в вузы.

Уверена, что вы таким выводом шокированы. А тем, что в последнее время уже не говорят о том, что в школе и в вузе должны готовить интеллигентов, вы не шокированы, вас это не удивляет? А ведь этого и в самом деле нет, более того, недавно на НТВ всерьез шла дискуссия, главный смысл которой – интеллигенция нам не нужна, слишком-де гнилая. Одним махом некие личности отмахнулись от того, что составляло нашу ценность, наши традиции, нашу гордость. Была у нас особая культурная среда, в которой выращивали людей образованных, для этого и были нужны педагогические династии, причем, династии не в смысле кровного родства, а в смысле родства интеллектуального. И если мы видели на экране старичка-профессора или старичка-учителя, то испытывали чувство глубочайшего уважения к его знаниям, к его опыту. Сегодня далеко не то.

Вместо уважения нынче управленцы испытывают другие чувства: думают, как побыстрее отправить педагога-ветерана на заслуженный отдых и освободить место для молодого выпускника вуза. Напрямую такое решение не примешь: увольнять пенсионера не за что, более того, он порой молодому сто очков вперед даст, а для такого человека увольнение может привести и к уходу из жизни. Более того, хотим мы это признать или не хотим, но сегодня пока еще на плечах педагогов-ветеранов или педагогов с солидным стажем работы держится былая слава нашей системы образования. Уйди они разом, еще неизвестно, что с этой системой будет.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал такое предложение: трудоустраивать пенсионеров на работу, но вне учебного процесса. Понятно, что при новой системе оплаты труда денег на оплату такой их работы в рамках учебного процесса не найдут, ведь каждую копейку считают, чтобы выкроить на стимулирующие выплаты. Вот и ищут варианты: кого в продленку, кого в наставники, кого в советники. Вроде бы хорошо, только очень похоже на некую благотворительность, смысл которой не очень понятен. Ну, какой смысл отличному математику доживать свой профессиональный век в воспитателях продленки, учителю начальных классов становиться советником непонятно у кого, а еще кому-то идти в наставники, которые молодым не очень и нужны? Говорят, что отстали педагоги-пенсионеры от требований сегодняшнего дня. Пенсионеры Ямбург и Рачевский, выходит, тоже отстали, их тоже в группу продленного дня?

Достойная жизнь педагога на пенсии может быть достойной тогда, когда он, подобно свои заграничным коллегам, будет ездить в турпоездки, читать книги или писать свои мемуары, смотреть кино, посещать выставки, заботиться о своем здоровье. Иными словами, позволять себе то, чего не мог, отдавая все свое время работе. Что для этого нужно? «Сущий пустяк» – достойная пенсия. На сегодняшнюю и в самом деле можно лишь влачить жалкое существование, особенно если у педагога нет семьи и детей, которые могли бы ему помочь материально.

«Учительская газета» вот уже несколько лет отстаивает идею назначения учителям-ветеранам при увольнении двух пенсий: по педагогическому стажу и по старости. Такие пенсии получают нынче, например, госслужащие, шахтеры, и никто их на должности воспитателей продленки не устраивает. Но на наше предложение ответ один – нет. Андрей Фурсенко как-то мне сказал, что пенсионные дела учителей, дескать, не прерогатива его ведомства, этим должны заниматься депутаты, внеся поправки в законодательство. У депутатов, финансистов и прочих власть имущих резон тот же – нет денег. Получается, делать вид, что проявляют заботу об учителе, устраивая их на малозначащие должности, чтоб не умерли с голода, деньги есть, а потратить эти же самые деньги не на имитацию заботы, а на настоящую пенсионную поддержку, нельзя. Такие странные представления о заботе.

Я знаю одно: пока наше государство не возьмется всерьез за программу «Педагогические кадры» и не разработает необходимые, адекватные и продуманные меры по поддержке учителей, в том числе, прежде всего учителей-ветеранов, ни одна кадровая проблема, а, следовательно, и проблема повышения качества образования, решена не будет. Зато будет море унижения и для опытных педагогов, и для молодых. Одних по-прежнему будут унизительно выдавливать из школы, другим будут с колоссальным трудом искать рабочее место.

В армии есть красивый церемониал: один покидает свой пост, другой заступает, оба – честь имеют, эта честь дает им право и возможность сменять друг друга красиво, без потерь. Школа не армия, но красота отношений и ей необходима не меньше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте