search
main
0

Виктория Молодцова, Москва: Топ-20 лучших школ столицы. Кто и почему стал лидерами рейтинга?.

Ну вот и свершилось. Вчера на пресс-конференции директор Московского центра качества образования Иван Ященко представил рейтинг школ столицы, добившихся значительных успехов в своей деятельности, а на сайте..

..Департамента образования Москвы появился полный список 300 школ-лидеров.За пределами рейтинга остались около 400 остальных московских школ, то есть половина показала хорошие результаты, но есть вопрос, как работают все остальные и заслуживают ли они гордого звания «столичная школа».Конечно, в ближайшее время предстоит проанализировать то, в результате чего те или иные школы из 300 добились такого успеха,  правда, это будет сделать непросто, так как рядом с номером школы не выставлены набранные ею баллы. Да и вообще, чтобы понять, кто и за что получил высокие баллы, маловато общей формулы, думаю, для тех, кто остался за пределами 300 счастливчиков и хочет подтянуться к ним в дальнейшем, необходим своеобразный спектральный анализ, который позволил бы разобраться в важных составляющих  успеха  не только в столице, но и в регионах России. Но кое-что  уже сейчас можно  предположить.Что же обращает на себя внимание в обнародованном списке преуспевающих школ столицы?В  рейтинге я увидела много школ, чьи директора возглавляют межрайонные советы, их в Москве 37. Эти директора ведут огромную  общественную работу в советах, не получая за это никакого вознаграждения. Не думаю, что им за активность  и общественную самоотверженность прибавили какие-то баллы – формула рейтингования этого не позволяет, скорее всего остается только удивляться и с уважением относиться к тому, что этим людям  при таком  объеме работы удается  не снижать уровня работы в собственных школах.В двадцатке лучших школ  России очень много знакомых, это те школы, что в прошлом и позапрошлом году входили в число лидеров в российском рейтинге. На первом месте в московском рейтинге вот уже который год находится лицей №1535, что неудивительно. Это образовательная организация, созданная прежним директором Михаилом Мокринским, который заложил традиции, разработал модель, теперешнему директору и педагогическому коллективу  остается только поддерживать уровень и развивать заложенное. Делать это непросто, тем более что  поступить в лицей могут дети из всей Москвы, а задача лицея – отбирать тех, кто может соответствовать его требованиям. Впрочем, выпускников высокого уровня у лицея каждый год много, и сдают  они ЕГЭ хорошо, получают высокие баллы и тем самым обеспечивают своей школе высокое место в рейтинге. Отбирает талантливых детей и специальный учебно-научный центр «Школа имени А.Н.Колмогорова» при МГУ им. М.В.Ломоносова. При такой модели формирования коллектива учеников просто удивительно, что СУНЦ занимает не первое место в рейтинге,  но это происходит, наверное, потому, что, скажем, у лицея №1535 все же больше выпускников, а СУНЦ  имеет в своей структуре и деятельности не все то, что учитывают критерии московского  рейтинга.Абсолютно не удивляет, что на третьем месте знаменитый центр образования №57 «Пятьдесят седьмая школа», тем более что он стал комплексом и существенно увеличил количество учеников. Удивляет другое: многопрофильный лицей №1501 обошел лицей «Вторая школа», который имеет больше  всех победителей  Всероссийской  предметной олимпиады. Однако лицей №1501 – образовательная организация, работающая стабильно многие годы, и если у  «Второй школы» практически старшая школа, то у лицея №1501 есть все ступени, включая дошкольное отделение. Это как раз тот случай, когда есть шанс получить баллы практически по всем критериям рейтинга, например, по результатам перехода дошкольников в начальную школу,  диагностики в 4-х и 7-х классах, по результатам ГИА, ЕГЭ и участия в олимпиадах. Не случайно в этом году «Вторая школа» объявила уже прием и в 6-7-е классы, а там, глядишь, и все ступени у нее появятся. Обладатели шестого места (школа-интернат «Интеллектуал», ориентированная на работу с талантливыми детьми), седьмого места (средняя школа №179 при Московском институте открытого образования, куда по идее отбирают не только учеников, но и учителей или по крайней мере оказывают педагогам особую поддержку и организуют качественное повышение квалификации), восьмого (лицей №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана, куда детей тоже отбирают) не удивляют – это сильные школы и сам Бог велел им быть лидерами. А вот  для центра образования №1329 девятое место в рейтинге, по-моему, большая победа. Эта школа изначально была создана как  профильная спортивная школа, но  за последние годы, не снижая спортивного азарта, преуспела  и дает высокий уровень обучения ребят. Трудно сказать, какой из видов деятельности педагогического коллектива принес высокие баллы этой школе, но прогресс в деятельности педагогического коллектива налицо. Сегодня многие московские директора внезапно обнаружили, что у них появился сильный конкурент, замыкающий десятку  московских школ-лидеров, – «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке». Все спрашивают, а что это такое за комплекс? А это достойный представитель той самой модернизационной политики Департамента образования, ведь в этом комплексе есть несколько детских садов, школа, гимназия и знаменитый на всю страну химический лицей №1303. Такой коллектив пока занял только десятое место, но, видимо, потенциал его очень высок и в будущем году он будет реализован в полной мере.Интересна и вторая десятка рейтинга, в которой сплошь школы-знаменитости: лицей №1502 при МЭИ, который славится научной работой с учениками,  выдающаяся гимназия №1543 «На Юго-Западе» с ее сильнейшими преподавателями гуманитарных дисциплин, физико-математическая гимназия №1514. Они не первые, несмотря на высокие достижения их учеников, потому что у них нет дошкольных отделений, потому что они еще не стали крупными комплексами и не стремятся к этому, но их вхождение в верхнюю часть рейтинга опровергает досужие домыслы о том, что все  небольшие сильные школы  Москвы исчезли с ее карты. Они есть на этой карте и продолжают прославлять систему образования столицы. Но рядом с ними крупные комплексы: многопрофильный лицей №1799 (14-е место), объединивший несколько детских садов, два лицея, три сильные школы и ставший крупным столичным интеллектуальным центром, центр образования №548 (16-е место), в котором есть  классы и художественные, и инженерно-математические, и с изучением китайского языка, и предпрофильные, и профильные, и сильное дополнительное образование, и не  менее сильная программа воспитания; мощнейший образовательный комплекс №171 (17-е место), мало того что объединивший и при объединении усиливший интеллектуальный потенциал нескольких школ (дошкольные отделения у комплекса тоже есть), но и предложивший широкую программу дополнительного образования по нескольким интересным направлениям.Достойное 15-е место в рейтинге у «Курчатовской школы», у которой настолько широк спектр образования, что можно только удивляться, как  удалось выстроить такую модель образовательного учреждения. Здесь и знаменитая физико-математическая школа  Курчатовского института, и химико-биологические, и медицинские классы, и коррекционные  школы, и многое другое, что позволило комплексу стать не просто образовательным центром, но образовательным центром, работающим на целый район, принимающим любых детей, которые в нем живут без всякого отбора, что делает честь этому  учреждению. Что удивительно, в этом большом ученическом коллективе есть и особо талантливые, и дети-инвалиды, и дети с ОВЗ,  словом, это такой островок нашего общества, где находится место всем. Как и в лицее №1568 имени Пабло Неруды, ставшем также мощным интеллектуальным  комплексом. На 19-м месте рейтинга школа №2007 с углубленным изучением физики и математики. Когда-то это была обычная школа в спальном районе, сейчас – одна из сильнейших школ не только Москвы, но и России. Замыкает двадцатку рейтинга московских школ   школа №962, тоже ставшая комплексом. Эта школа, предполагаю, вошла в число сильных школ Москвы еще и потому, что  не только обеспечивает высокий уровень обучения, но еще удивительно успешно занимается профилактикой правонарушений среди своих учеников, что в этом году давало баллы для вхождения в рейтинг (за каждого ребенка, стоящего на учете в полиции и не совершившего правонарушения, школа получала дополнительные баллы).Достоинство нынешнего  школьного рейтинга Москвы, мне кажется, заключается в том, что не вызывают удивления те школы, что вошли по крайней мере в двадцатку. Эти школы могут занимать в нем разные места, могут меняться местами, могут преуспевать в одном, отступать в другом, но из года в год они традиционно сильны, и с этим не поспоришь. Специалисты считают (хотя и неизвестно количество баллов, полученных этими двадцатью школами, а также следующей за ними тридцаткой), что  школы-лидеры стоят в рейтинге очень плотно, и это хорошо, потому что есть опыт плодотворной работы, есть лидеры, которые могут научить других и на которых можно равняться, наконец, есть потенциал столичной системы образования, который должны уже учитывать, воспринимать и изучать  региональные системы образования, Москву уже никто не то что обогнать, но и догнать не сможет.Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2014/2015 учебного года – смотрите в прикрепленном файле!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте