search
main
0

Вглядываясь в наши отражения

Слова и внимание могут значить так много!

Кто поверит теперь, что в годы блокады, голодовки, бумажного кризиса, когда население Совроссии читало газеты только на стенах домов, в Шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило 60 (шестьдесят!) периодических изданий?

Григорий Белых, Леонид Пантелеев «Республика ШКИД»

 

В минуты сомнений и тягостных раздумий о том, стоит ли дальше выпускать школьную газету, я открываю эту зачитанную до дыр книжку в мягком переплете. И снова нахожу в ней поддержку. Стоит. За свою почти сорокалетнюю практику в журналистике я видела столько школьных газет, журналов, листков, альманахов, бюллетеней, что даже приблизительного числа их не назову. И все равно каждый раз для меня появление школьного издания – чудо.

Особенно когда это чудо рождается само – из глубин детского самоосознания. Тут надо бы сразу оговориться, что есть несколько типов школьных изданий, их нельзя классифицировать на правильные и неправильные. Проблема в том, что соединить их в одно идеальное практически ни у кого не получается… Есть те, создание которых инициируют взрослые – администрация, педагоги. Это официальное лицо школы, и подбор тем, стилистика материалов там строго цензурируются. Ученики тоже могут быть авторами и даже редакторами, но понятно, что тут можно, а чего нельзя. На другом полюсе издания, родившиеся по инициативе детей, иногда именно в пику официальным. «Мы – это вы. Мы – ваше отражение на бумаге…» – таков был лозунг журнала «ПиМ» («Проблемы и мнения») одной из московских школ в 1990‑е годы.

Те, кто считает, что такие издания – это только «буза», неправы. Если вглядеться повнимательнее, то даже самое отвязное из них – поиск контакта… Жак Гонне (еще одна моя опора в дни тягостных раздумий, а по совместительству создатель КЛЕМИ – французского Центра связи преподавания и средств информации, человек, осуществивший колоссальную революцию в деле продвижения школьных изданий и медиаобразования в целом) в предисловии к своей книжке «Школьные и лицейские газеты» написал: «Дело в том, что юное поколение так много хочет высказать нам, взрослым, но мы, к сожалению, не всегда умеем его выслушать. Иногда мы даже отказываемся понять искреннее стремление юных усовершенствовать наше общество и не можем разглядеть в их оригинальных проектах рациональное зерно. Но именно школьные и лицейские газеты предоставляют исключительную возможность для общения между поколениями…»

И я тоже так думаю. Ведь нет ничего ценнее и важнее, когда ребенок говорит: «Я сам!» С этого, собственно, и начинается отсчет его развития как личности в обществе. И очень важно этот порыв не погасить, не бросаться сразу ставить ему рамки или помогать на каждом шагу, пусть даже из лучших побуждений. Набраться терпения. Мужества. И… вот, да, например, почитать «Республику ШКИД».

Когда я начала вести курс «Основы журналистики» в нашей школе, то, конечно, планировала, что мы с ребятами будем выпускать только учебную газету для освоения практических навыков допечатной подготовки и организации работы редакции. Делать школьную газету, особенно в объединении, под номером которого сегодня 17 учреждений, – на это даже не замахивалась. Но вот однажды мне позвонила девочка (а это было в ковидный год, когда мы с детьми вживую-то друг друга не видели) и строго так сказала: «Лада Александровна, мы будем делать школьную газету или нет?»

Перед глазами тут же прошелестели страницами все мои «гайдаровцы», «гайд-парки» и прочие. Показали язык: «Ну что, попала?!» Я досчитала до десяти и ответила:

– Ну, только если вы действительно этого хотите сами. За мной редактура и верстка!

– Сами! – твердо ответила мне Полина.

Ну понятно, что «сами» – это было довольно смело, но не так прекрасно, как рисовалось мне в воображении. Понятно, что основы нужно было объяснить, показать, подтянуть. Первый номер мы, конечно, сделали прямо на крыльях – было интересно, волнующе, ново. Они придумали отличное название – «Московское время 12:31». Но! Больше всего меня удивил второй, в восемь полос которого (начинали с четырех А3) мы не смогли уместить все. И администрация школы даже мягко попросила так много не писать. Сейчас мы готовим к выпуску уже 13‑й номер, в нем авторами решили выступить педагоги наших дошкольных учреждений.

Главное все-таки состоялось – ребята попробовали сами, они выросли вместе с этой газетой, она научила их большему, чем даже я на занятиях. Да, она не идеальная, да, в оперативности мы не лучшие, да, не хватает охвата и вовлеченности других авторов. И даже отчего-то не все ученики вновь открытых у нас медиаклассов желают там публиковаться (хотя я считаю, что в программу медиаклассов прямо необходимо включить выпуск периодического издания… хотя… да, там, где появляется императив, почему-то гаснет желание). Но мы все-таки про­шли очень важный путь – от восторга лице­зрения своей фамилии на глянцевой страничке до понимания, какая за этим стоит ответственность. И труд. И самоотдача.

И в деле воспитания подрастающего поколения, уж простите меня за штамп, именно школьные издания могут сыграть огромную роль той самой площадки для диалога поколений. Честного, понятного и взаимообогащающего. А без этого диалога, что бы мы ни делали, какие бы ни придумывали проекты и курсы, не получится ни сохранения традиций, ни всего того, что сегодня так важно сберечь, – хотите, назовем это патриотизмом, но мне больше нравится называть это осознанием себя частью своего мира, которое влечет за собой желание сохранять и защищать, потому что и ты теперь за этот мир отвечаешь.

На исходе учебного года предложила своим ребятам максимально объективно и честно рассказать, что они сами думают по поводу своего опыта и школьной газеты в целом. Получилось любопытно.

Почему я все время говорю про газету или журнал? А как же мощь конвергентной журналистики, социальных сетей и электронных СМИ, спросите вы? Отвечаю. Вся эта мощь с нами и, разумеется, тоже в арсенале! Я целиком и полностью за цифровизацию и внедрение новых технологий. Но! Опять же исходя из своего опыта, могу вас заверить, что никакой виртуальный портал не даст ощущения цельности картины. Ощущения причастности к какому-то большому, хорошему и (важно!) осязаемому делу. И никакое электронное СМИ не подарит вот этого самого блеска в глазах, когда в руки юных авторов ложится свежий – свой собственный – номер. Я вижу этот блеск, слышу этот вздох и в очередной раз думаю: стоит! Помучаемся еще…

Лада МЯГКОВА, педагог дополнительного образования, преподаватель курса «Основы журналистики» школы №1231 имени В.Д.Поленова

 

Комментарии

Алиса ГРОМОВА:

– Каждый выпуск нашей газеты всегда очень интересный и информативный. Она помогает родителям, детям, которые хотят перевестись или поступить в нашу школу, узнать о мире внутри школы (как бы за кадром). Например, так было со мной и моей мамой: она, когда пришла посмотреть школу и подать заявление на зачисление, именно благодаря прочтению этой газеты точно определилась с решением.

 

Ольга КУЛИШЕНКО:

– Мне осталось учиться здесь считаные дни, а желание писать у меня появилось именно благодаря школьной газете. Пройдут годы, а эти листы А3 (а по правде А4) с моими цитатами и материалами о «дистанционке», утках, бальных танцах, городе судьбы будут напоминать о пускай и нелегком, но таком искреннем времени… И разве будет в моей жизни еще газета, которая будет ждать мои тексты так сильно? Сомневаюсь…

P.S. Раз уж эти строчки увидят учителя и, возможно, ученики: хвалите друг друга! Правда, слова и внимание могут значить так много… Молчание может убить, а вот звук – направить и воскресить.

 

Анна КОЗИНА:

– Школьная газета – это своеобразная игра в редакцию. Мы (почти как настоящие журналисты!) пишем статьи, обговариваем правки, подбираем фотографии. Меня греет тот факт, что я спецкор нашей газеты и мои тексты нравятся людям… Так что не стоит пренебрегать печатными изданиями. У них все-таки немного другой формат, который может позволить то, что неприемлемо на телевидении. Смелые лозунги, стихи, сатира, неологизмы, просторечная лексика и дерзковатые выражения – я не замечала, чтобы цензура нашего «Московского времени» запрещала что-то из этого списка. В газете каждый имеет право быть таким, какой он есть. Это практически абсолютная свобода для начинающих авторов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте