Цели:
определить проблемы в армии;
наметить пути решения;
на конкретных примерах выявить правовую и нравственную стороны службы в армии, способы защиты от возможных случаев бесправия;
установить морально-правовую связь.
Задачи:
образовательные
развивать систему навыков и умений: применять знакомые понятия и факты; строить гипотезы, доказательства; устанавливать причинно-следственные связи; коммуникативные навыки;
воспитательные
помочь осознанию важности и необходимости исполнения гражданского долга;
самовоспитанию личной ответственности за свои поступки.
Основные понятия: армия, боеспособность, боеготовность, государство, бюджет, реформа, гражданин, закон.
Интегрированный курс: Л. Боголюбов, Я. Соколов.
Интерактивная форма обучения.
План
1. Служба в армии.
Правовой аспект.
Нравственный аспект.
II. Реформа, ее цель.
III. Проблемы в армии.
IV. Пути решения проблем.
V. Каждый солдат – гражданин своего государства.
Гражданские мотивы службы в армии: а) патриотизм; б) желание принести пользу; в) сознание необходимости охранять права и свободы; г) гражданский долг.
Ход урока
На каждой парте – контрольный листок.
Отметьте значками (+ знаю, – не знаю):
армия, боеспособность, боеготовность, государство, бюджет, реформа, гражданин.
Составьте кластер (по рядам):
армия (вооруженные силы, управление, бюджет, обеспечение, государство, оборона, дисциплина, кадры, умения, знания, боеспособность, боеготовность, техника);
боеспособность (руководство, обеспечение, дисциплина, опыт, умения, знания, обученные кадры, современная техника);
боеготовность (дисциплина, умения, знания, теплый психологический климат, физическая подготовка, личная ответственность).
Проверка
Откройте учебник на стр. 151, параграф 21 (Соколов Я.). Используя текст учебника (стр. 151-154) составьте таблицу (особо обратить внимание на жирный шрифт, курсив) по форме: У (знал), + (не знал), (думал иначе).
У (знал) – правовой и нравственный аспекты; воинский учет; ст. 59 Конституции;
+ (не знал) – УК – суровые наказания за уклонение от службы; Федеральный закон “О воинской обязанности”; причины, основания для прохождения альтернативной службы; существования Комитета солдатских матерей;
(думал иначе) – военная реформа; гражданская альтернативная служба.
Проверка
Вспомните, когда в истории России пришлось срочно преобразовывать армию?
ХVIII век, эпоха Петра I, Северная война, первые неудачи в войне со шведами. Причина? Низкая боеспособность русской армии.
Цель преобразований? Восстановить боеспособность, выполнить боевую задачу.
Итог войны? Победа русских в войне со шведами.
ХХI век. Какие события современной России побудили власть приступить к военной реформе? Проблемы в армии, в России, в мире.
Какие проблемы? Война в Чечне. Терроризм, в том числе международный; межнациональные и религиозные конфликты, “дедовщина”, старая техника, низкая зарплата профессиональных военных, задержки выплаты, дезертирство, уклонение от службы.
Как эти проблемы влияют на боеспособность армии? Снижают ее уровень, создают трудности в управлении, ее эффективность.
Цель реформы? Повысить боеспособность армии.
Сгруппируйте эти проблемы и оформите:
Финансовые:
зарплата профессиональных военных;
старая техника.
Правовые:
“дедовщина”;
уклонение от армии;
дезертирство;
Нравственные:
дезертирство;
национализм;
“дедовщина”;
Варианты решения проблем?
увеличить финансирование;
установить жесткий контроль за расходами.
укрепить дисциплину в армии, усилить работу по подготовке призывников, повысить правовую грамотность;
принятие закона об альтернативной службе.
Трудности в решении проблем?
ограниченность бюджета.
необходимость судебного решения об альтернативной службе (надо доказывать невозможность служить с оружием в руках);
укрывательство призывников;
смятение среди призывников, их родственников.
Выход? Усиление контроля за сбором налогов; сокращение армии; создание армии по контракту; повышение психологической и физической подготовки призывников; усиление правового контроля. Сотрудничество военкоматов с местными комитетами солдатских матерей.
Сообщение. В Муроме работает комитет солдатских матерей на общественных началах. Это гражданский контролер. Комитет оказывает информационную, правовую, моральную помощь призывникам, солдатам, их родственникам; разбирается с конкретными случаями дезертирства, нарушения прав.
Возможные результаты?
Повышение боеготовности, боеспособности.
Почему некоторых призывников пугает армия? Они не уверены в ее безопасности.
От кого это зависит? От каждого человека, начиная с солдата.
Как вы понимаете слова американского философа: “Везде, где есть жизнь, есть и опасность”. Служба в армии полна трудностей, а в “горячих точках” и опасности для жизни. Поэтому человек должен готовить себя с детства к преодолению трудностей, а не бежать от них. Надо заниматься самовоспитанием прежде всего дисциплины, силы воли.
Какое отношение это высказывание имеет к службе в армии? Если каждый будет сознавать меру ответственности за свои действия, то проблемы могут быть решены.
Какими качествами должен обладать каждый солдат? Личными; ответственность, терпимость, трудолюбие. Деловыми: профессионализм.
Что означает профессионализм? Физическая, психологическая подготовленность, знания, умения.
Какая же будет армия? Профессиональная, боеготовая.
Какое еще значение имеет слово “профессиональная” армия? Профессиональная – от слов “профессия, работа”.
Для кого в армии служба – это работа? Для офицеров, прапорщиков.
Можно ли сказать, что современная армия профессиональная? Да. Она имеет руководящие кадры, обладающие необходимыми знаниями, опытом, подготовкой, полученными в военных училищах, академиях.
Но это только часть армии. Если вся армия будет профессиональной, работающей по договору с государством, то какие преимущества получим в итоге?
Преимущества – малочисленная, обученная, опытная, мобильная, имеющая современную технику. В чем недостатки такой армии для страны? Отсутствие резерва обученных солдат среди населения. Не будет возможности провести мобилизацию уже обученного резерва в случае необходимости. Придется сначала обучать, тогда время будет потеряно, это снизит боеспособность армии. Дорогое содержание: современное оружие дорого стоит; за небольшую зарплату мало найдется желающих рисковать своей жизнью.
Возможно ли сейчас, в современной России, создание армии по контракту? Нет. Слишком много финансовых, экономических проблем в государстве. Это дело будущего.
Может ли современная Россия обойтись совсем без армии или иметь небольшую по численности? Нет. В мире много проблем и конфликтов, надо охранять свои границы.
Что представляет сегодня для нас наибольшую опасность?
Национализм, сепаратизм, терроризм, браконьерство в пограничных водах, спор о территориях (Палестина, Израиль, Балканы).
Посмотрите на карту. Найдите доказательства необходимости для России иметь армию. Большая территория, большая протяженность границ, много пограничных государств.
Разгадайте головоломку. Ни разу не пересекая одной линией, соедините буквы.
Н Й К Ю , У Ж Ю
А И О И В Н Д У
Р Щ Р М С Ы Е Ж
О Ю М Р К В Н У
Д А И А О Т К Ч
, Л Т Ю Р Е О Ь
Н Е Ь О Е Д Р Т
Е Ж С В Б У М И
“Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет кормить чужую”.
Как вы понимаете слова Наполеона?
Если отказаться от решения многих проблем Российской армии, найти легкий путь – сокращение и все, то при огромной протяженности границ отдельные участки окажутся без охраны. Этим могут воспользоваться браконьеры, международные террористы, националисты, сепаратисты. Тогда Россия не сможет противостоять агрессии, возникнет угроза потери независимости, свободы, экологической безопасности.
Какой факт из истории Отечества можно привести в доказательство, когда пришлось “кормить” чужую армию?
ХIII век, монголо-татарское нашествие, феодальная раздробленность и отсутствие единой, боеспособной армии. Последствия – порабощение, платили дань хану и содержали его армию.
Вывод. Содержание армии – необходимость защиты независимости и свободы.
В какой армии вы хотели бы служить (для мальчиков) или могли бы без опасения отпустить своих сыновей, братьев, мужей (для девочек)? В профессиональной, т.е. боеготовой и боеспособной.
Что дает служба в армии юноше? Практические навыки, опыт самостоятельной жизни, физическую подготовку, дисциплинирует, учит терпению и терпимости. Учит самостоятельно принимать решения и нести за них личную ответственность.
Можно ли приобрести этот опыт вне армии? Да. В лагерях, кружках, спортивной школе.
Что же может побудить юношу добровольно принять службу в армии и сознательно исполнить свой нравственный и конституционный долг? Гражданские чувства. В нашей школе есть музей имени Н. Королева. Вы все бывали в этом музее. Что побудило его совершить воинский, человеческий, гражданский долг? Война с фашистами, он боролся за свободу и независимость. В чем смысл гражданского подвига Н. Королева? Общественная польза, несмотря на опасность для своей жизни.
– ХХI век. Какие фамилии можете поставить в один ряд с Н. Королевым? М. Боржова, Ф. Агапова, А. Федорова (по материалам музея). Они служили в армии в разное время, но все приносили пользу государству, охраняя рубежи своей Родины.
Что побудило их к этому? Желание принести пользу, достичь самоуважения и уважения общества, патриотизм, сознание необходимости для России охранять границы.
Как вы понимаете слова А.П.Чехова: “Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья”.
Личное счастье человека зависит от того, какие права и свободы он имеет, как они обеспечены, от безопасности всего общества, государства. Оно может быть только в мирное время, а мир и спокойную жизнь надо охранять, в т.ч. с помощью армии. Если никто не будет служить, некому будет и охранять мир в государстве. Этой слабостью могут воспользоваться агрессоры. Поэтому тот, кто хочет жить в спокойной мирной стране, должен служить общему благу, а значит, и своему, своей семье. Это общее благо, состоящее из многих личных благ, должно быть потребностью человека, ответственного за свое благополучие и своих близких.
Оцените войну с правовой точки зрения.
Она нарушает права и свободы человека и гражданина: на свободу, на жизнь, свободу передвижения, на личную неприкосновенность, благоприятную окружающую среду и другие.
Что же охраняет армия? Свободу, права человека, экологию.
Какое отношение имеют слова И. Тургенева к теме урока: “Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”.
Россия – государство. Каждый человек, гражданин своего государства не может в случае необходимости защитить свой дом в одиночку. Каждый надеется на помощь, чтобы совместными усилиями защитить свои права и свободы. Поэтому человек и гражданин нуждается в помощи государства – армии в том числе.
Продолжите название темы урока.
Служба в армии – это… (долг, конституционная обязанность, необходимость, проблемы реформирования, защита государства и народа, защита прав и свобод, исполнение гражданского долга, гражданский выбор, ответственность за свою семью).
Что нового узнали на уроке? Что поняли?
Служба в современной Российской армии – это историческая необходимость, связанная с большими трудностями. Финансовые, правовые и нравственные проблемы армии побудили государство начать военную реформу. Пока намечены основные направления, задачи, методы, но нет необходимого достаточного согласия в самом обществе, что создает преграды на пути реформ. Преодоление трудностей – жизненная необходимость для каждого человека. Надо совместными усилиями решать общие проблемы государства, а не бежать от службы. Права и свободы надо уметь защищать, охранять, правильно ими пользоваться. Тогда армия станет безопасной для солдат по призыву, боеготовой, профессиональной, боеспособной; а служба в армии – потребностью ответственного за себя и все общество человека.
Домашнее задание: составить текст рекламного ролика о важности и необходимости армейской службы.
Примеры:
“Хочешь жить в свободной стране? В правовом государстве? Исполни свой долг!”.
“Отслужи! Или … потеряешь свободу и права”.
“Хочешь быть счастливым?… Охраняй свое Отечество”.
Ирина КСЕНОФОНТОВА,
учитель обществознания
Муром
Комментарии