search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Весело проводить свой недосуг. В научной работе главное – жажда познания

​3-4 марта 2011 года состоялась Московская городская научно-практическая конференция с международным участием для учащихся 6-11-х классов «Языкознание для всех». Учредители конференции – Департамент образования Москвы, Западное окружное управление образования Москвы, гимназия №1541 ЗАО Москвы, Московский институт открытого образования (МИОО), Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН и газета «Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября»). В конференции приняли участие 192 школьника – 164 ученика из школ Москвы и Московской области и 28 школьников из стран СНГ и Балтии.

Конференция «Языкознание для всех» имеет славную историю. Первые конференции (с 1997 по 2001 год) проводились в гимназии №1541 Москвы как внутришкольное мероприятие, с 2002 года конференция вышла на городской уровень, в 2005-м появились межрегиональная и международная части конференции. С 2007 года конференции стали проходить под эгидой РОПРЯЛ; конференция 2011 года проводилась в рамках проекта фонда «Русский мир». Хотя конференция имеет общее название «Языкознание для всех», каждый год объявляется своя тема: «Язык и история», «Язык и политика», «Язык в диалоге культур», «Язык средств массовой информации» и др. В этом году была объявлена очень интересная и важная тема – «Образование в зеркале языка». Доклады школьников оценивает компетентное жюри, в состав которого входят доктора и кандидаты филологических и педагогических наук, профессора МГУ, МПГУ, РГГУ и других ведущих вузов и научных центров Москвы. Сегодня мы публикуем впечатления о конференции одного из участников жюри – старшего научного сотрудника Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН, кандидата филологических наук Ирины ЛЕВОНТИНОЙ. Случаются иногда в жизни приятные события. Недавно меня пригласили в жюри XV Московской городской научно-практической конференции «Языкознание для всех». Это такая детская конференция – школьники выступают с докладами по лингвистике. Конференция огромная – много секций, два дня. Утешительно то, что столько есть чудесных детей и столько учителей-энтузиастов. При этом конференция уже пятнадцатая! На таких мероприятиях каждый раз убеждаешься: реформы, стандарты – все это очень важно, но главное все же другое – чтобы с учителем повезло.Читая программу, я жалела, что на детских конференциях не печатают тезисов – многие темы показались мне по-настоящему интересными, без скидок на возраст авторов: «Особенности речи школьников в мужской и женской дореволюционной гимназии (на материале книг А.Бруштейн «Дорога уходит в даль» и Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)», «Мемы как средство общения в Интернете. Связь мемов с устойчивыми выражениями (фразеологизмами)», «Происхождение школьных прозвищ», «Азбука как отражение исторического сознания носителя языка определенной эпохи», «Сравнительный лексический анализ рекламных слоганов, связанных с образованием» (образование было общей темой этой конференции), «Особенности передачи реалий русской действительности в англоязычном переводе (на материале рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»)», «Трудности восприятия реалий в произведении Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»)» и т. д. Нет, разумеется, были и доклады не слишком содержательные, не вполне, мягко говоря, самостоятельные, были и докладчики, не очень-то владевшие собственным материалом. Вот девочка делает доклад о том, как научить школьников правильно ставить ударение: …чтобы ученики запомнили, что в слове туфля ударение падает на букву У… (при этом девочка произносит это слово с неправильным ударением на Я). Это мне напомнило, как, когда мы делали радиоигру о русском языке, начальница втолковывала: «Ну, например, вы спрашиваете, как правильно: один туфель или одна туфлЯ…» (как вы понимаете, оба варианта неправильные, правильно одна тУфля!). На вопрос о том, на какие орфоэпические словари она опиралась, девочка отвечает: «Ну… на разные». А в некоторых случаях особенно хорошо видна недоработка руководителя. Выходит мальчик, от которого ждем блестящего выступления: только что он замечательно участвовал в дискуссии, задавал толковые вопросы. Да и работа проделана явно большая – видно по толщине доклада. Не тут-то было. Доклад абсолютно пустой. Ребенок, конечно, не виноват – ему не помогли правильно выстроить сообщение. Но общее впечатление замечательное. Дети собрали материал, провели свое какое-никакое исследование, изучили литературу, вникли, представили. Конечно, для них это бесценный опыт. В той секции, где я сидела в жюри, было много докладов, посвященных анализу разного рода ошибок. Тут, конечно, дети молодцы – набрали совершенно очаровательные ляпы, в основном из сочинений одноклассников. Один я даже взяла на вооружение: Русский народ умеет не только трудиться, но и весело проводить недосуг. А я-то все думаю: чем же я всю жизнь занимаюсь? Так вот именно этим: весело провожу недосуг. Вот фразы, которые мне особенно понравились: Печорин предпочитал экстремальные виды отдыха; Но Раскольников не чешется признаваться; Чацкий чувствует себя лохом; Печорину было фиолетово на чувства других; Он слегонца раздражал Печорина; Плюшкин – жмот. Правда, одна из фразочек меня озадачила: Молчалин – просто пофигист. Интересно, человек не прочел произведение или он так плохо владеет жаргоном? Потому что Чацкий-то чувствовал себя именно, если отвлечься от стилистической окраски слова, лохом (Ну все помнят: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил! летел! дрожал! вот счастье, думал, близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко был расточитель нежных слов? А вы! о Боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!). Печорину действительно фиолетово (вспомним хоть бедную княжну Мэри), а развлечения его и вправду вполне экстремальны (если судить по повести «Фаталист»). Но вот Молчалин кто угодно, только не пофигист. Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья… – хорошенький пофигизм! Одна вещь, однако, меня слегка раздосадовала. Чуть не в каждом втором докладе звучали фразы типа (я записала): В условиях потери нравственного иммунитета особое значение имеют духовные ценности. Вообще впечатление возникало довольно странное: один за другим выходят начитанные, грамотные, разговорчивые, общительные дети и заводят одну шарманку: Мы перестали читать, мы не умеем писать, мы разучились разговаривать, мы не можем общаться… Дети часто говорят то, чего, как им кажется, от них ждут взрослые. И они почему-то считают, что мы ждем от них общих мест и априорных утверждений. И что нам понравится, если они будут настаивать, что раньше вода была мокрее. И впадают в полное изумление, услышав вопрос: «Вот вы говорите, что школьники стали хуже владеть орфоэпической нормой. А хуже по сравнению с каким временем? И каким образом вы производили сопоставление?» Я не могла не вспомнить телепередачу о судьбе русского языка, в которой незадолго до этого участвовала. Там были двое писателей и литературовед, а с другой стороны – трое лингвистов, в том числе и я. Дискуссия двигалась в стандартном русле: язык портится и гибнет (писатели) – нет, язык меняется, а не меняются только мертвые языки (лингвисты). Да о чем вы вообще говорите? – упрекали нас. – Надо говорить о том, что народ испортился! Раньше, во времена Ивана Грозного, у народа были нравственные ориентиры, а теперь они потеряны… А надо сказать, что на передачу мы ехали прямо из института вместе с известным историком русского языка профессором Виктором Живовым. И по дороге он развлекал меня просвещенной беседой – в частности, пересказывал свою недавнюю работу о том, что толерантное отношение к детоубийству сохранялось достаточно долго, причем не только в нашей культуре, в Западной Европе тоже. Так что слушать о том, как пали с тех пор нравы, было немного дико. Вот и школьники уже усвоили эту модель: серьезное высказывание обязано начинаться с апокалиптического зачина. Им кажется, что любое исследование должно оправдываться запугиванием: мол, уже почти все погибло, и, если не изучить такую-то тему, нельзя будет исправить то-то и то-то, и все будет совсем плохо. Они еще не знают, что основное оправдание научной работы – это простой и неукротимый интерес, жажда познания, стремление понять, как оно там на самом деле. Надо сказать, что занятия наукой, по моим наблюдениям, побуждают человека, скорее, к тому, чтобы с доверием относиться к этому миру – такому хитро устроенному и бесконечно прекрасному.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте