search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Весь ребенок идет в школу

​Так неординарно и одновременно просто звучат слова некоего полковника Паркера, которого в свою очередь цитирует врач У. Доуммонд – автор интереснейшей и, к сожалению, почти забытой книги «Введение в изучение ребенка» (1910).

Они напоминают нам, что ВЕСЬ ребенок – дошкольник, а следовательно, его тело, ум и душа как неделимое целое находятся в фокусе исследовательского и педагогического внимания взрослых на этапе его перехода к систематическому обучению школьного типа. Это триединство неизменно на протяжении более ста лет.Разумеется, в течение последних двух десятилетий целевые установки и научно-методические подходы к организации и содержанию образования дошкольников и младших школьников претерпели особенно большие изменения. Если подготовка к школе в единой для всех Программе воспитания и обучения в детском саду (1985) возводилась в ранг первоочередных задач, то авторы современных программ предпочитают либо совсем ее не фиксировать, либо упоминают о ней вскользь. Современное мнение педагогического сообщества таково: если создать определенные условия для развития ребенка-дошкольника, то к моменту начала школьного обучения он исподволь и в соответствии со своими индивидуальными особенностями развития окажется к школе готов. При этом не будет нервно-психического и физического перенапряжения, а главное – не будет снижения мотивации к обучению, ребенок сам захочет в школу для того, чтобы познать новое, приобрести новых друзей и познакомиться с интересными взрослыми – учителями. Но в реальной жизни дела обстоят не так хорошо. Во-первых, ресурсы физического здоровья у всех дошкольников разные. Дети физиологически зрелые достаточно быстро адаптируются к школьному режиму дня, требованиям учителя, выраженным умственным нагрузкам, но только при условии их разумной дозировки. Иначе не миновать срыва, и тогда цена адаптации будет слишком высока и обернется нарастанием психосоматических расстройств. А как себя чувствуют в школе дети с функционально незрелой нервной системой, ослабленные частыми и длительно протекавшими заболеваниями? Или дети с нарушениями двигательной сферы, зрения, слуха? Они заведомо входят в группу риска по возникновению серьезных затруднений уже на этапе школьного старта. Затруднения могут нарастать как снежный ком, если рядом не окажется чуткого и ответственного педагога, заметившего и правильно отреагировавшего на замеченные дефициты индивидуального развития.Сегодня налицо ситуация социальной стратификации (расслоения, неравенства в обществе), которая оборачивается снижением воспитательного потенциала многих семей. Дети в таких семьях растут в обстановке, обедненной положительными эмоциями, новыми знаниями, практическими умениями и просто вниманием взрослых. Педагоги ДОУ быстро выделяют их при поступлении в группу, стараются сфокусироваться на них в большей степени, чем на других, более благополучных в этом отношении детях. На другом полюсе находятся ребята из социально благополучных, материально обеспеченных семей, но тем не менее также находящиеся в ситуации постоянного психологического дискомфорта из-за повышенной, порой чрезмерной заботы родителей об уровне их интеллектуального развития. Здесь родительское стремление обеспечить ребенка всем «самам-самым-самым» и вырастить из него вундеркинда оборачивается значительными эмоциональными и интеллектуальными перегрузками, ведущими к детским капризам и нервным срывам.Таким образом, мы подходим к необходимости выделять среди современных первоклассников, которые поступают в школу из детского сада или воспитываются до школы только в семье, детей с разным уровнем подготовки к школе. Их школьная успешность с первых дней обучения также будет различной, и зоркий учительский глаз очень быстро выделит в классе детей группы риска адаптационных нарушений. Это понятие введено в отечественную педагогику относительно недавно. Предпосылки возникновения ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений могут быть диагностированы уже в дошкольном возрасте, что имеет большое педагогическое значение. Именно до начала систематического обучения в школе негативные особенности и дефициты развития могут быть результативно преодолены (компенсированы) или нивелированы (минимизированы, сглажены) за счет пластичности и способности ЦНС к быстрой перестройке в соответствии с внешними воздействиями. Современная педагогическая практика располагает достаточно действенными средствами диагностики предпосылок и признаков ситуаций и состояний риска, хотя процесс создания нельзя считать полностью завершенным.В тех случаях, когда в социально-педагогической ситуации развития старшего дошкольника присутствуют один или несколько факторов академического, социального риска или риска по здоровью, особенно важным следует считать наличие рядом внимательных и понимающих его состояние взрослых (педагогов, родителей), которые помогут справиться с имеющимися трудностями, стимулируют проявление потенциальных возможностей и обеспечат условия для равного со сверстниками школьного старта. Только при адекватной поддержке со стороны взрослых такие дети способны в полной мере раскрыть значительные ресурсы своего развития. Поэтому подготовка детей риска к новой социальной роли и связанным с нею режимом жизнедеятельности и требованиям взрослых должна строиться адекватно их индивидуально-типологическим особенностям и потребностям развития. ДОУ в этом контексте можно рассматривать как учреждение, адаптирующее детей к предстоящим изменениям и одновременно само адаптирующееся к специфике и нуждам развития любого дошкольника как будущего первоклассника.Психологи считают, что помощь взрослых детям в адаптации на этапе школьного старта предполагает построение разных форм работы, восполняющей дефициты их дошкольного развития. Такую работу традиционно принято называть коррекционной, но, на мой взгляд, она по своему характеру в большей степени профилактическая или адаптирующая, так как ориентирована на расширение потенциала их адаптационных способностей. Акцент в подготовке детей риска к школе должен быть сделан на выявлении и преодолении свойственных им индивидуальных дефицитов в развитии. Научно-методические подходы и общие алгоритмы деятельности, которые могут быть реализованы педагогами в рамках реализации любой из действующих программ дошкольного образования, в достаточной степени разработаны и апробированы на практике.Особое внимание при подготовке детей риска к школе следует уделить потенциалу игры как деятельности, которая близка, приятна и приносит удовольствие любому ребенку. Однако в течение последнего десятилетия все большее число дошкольных педагогов задумывается над тем, а достаточно ли играют современные дети? Психологи бьют тревогу: у детей налицо признаки «игровой дистрофии»! Ведь игра не только удовольствие, но и школа эмоций и воображения, школа произвольного поведения. Получается, что ненаигравшийся, «невыигравшийся» ребенок не будет успешным учеником!Создаются ли в ДОУ, семье условия для полноценного развертывания разных видов детских игр? Безусловно, сколько в семье и детском саду хороших игрушек и игр! Но… «правильная», «полезная» детская игра, по мнению П.Блонского, А.Макаренко и других исследователей, – это игра в условиях дефицита игрушек и игровых предметов. «Когда игрушек много, ими играть попросту нельзя, – считает Е.Кравцова, – поскольку готовая игрушка не будит фантазию и воображение ребенка, не дает стимулы для творческой деятельности». В настоящей игре «все может быть всем», в игре же современных детей в современные игрушки игровые действия и сюжеты строго заданы и отступление от них невозможно по определению. В связи с этим основной целью профилактической направленности деятельности педагога при подготовке к школе детей риска должно стать создание и поддержание в ДОУ коррекционно-развивающей, адаптивной и адаптирующейся среды в единстве ее санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов. Назначение такой среды состоит в том, чтобы, с одной стороны, максимально соответствовать особенностям и потребностям всестороннего развития всех и каждого из воспитанников, а с другой – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии, обеспечить равные возможности школьного старта.Определяющим при разработке адаптивных технологий должно стать их органичное встраивание в целостный педагогический процесс, привычную повседневную деятельность детей в условиях детского сада и семьи. Но для того чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно и к общей радости как педагога, так и его воспитанников, необходима определенная – и достаточно серьезная – подготовка самого педагога к решению этих задач. Конечно, при соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями в этой области педагог может овладеть самостоятельно, но, как показывает практика, наиболее действенные результаты дает организация такой подготовки в контексте повышения квалификации воспитателей ДОУ и проведения специальных практико-ориентированных курсов повышения квалификации.Научные сотрудники Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования имеют большой опыт разработки и реализации таких программ и готовы предложить их столичным педагогам для освоения. После прохождения учебных курсов работники ДОУ будут готовы не только проводить систематическую работу с воспитанниками, имеющими высокую степень риска школьной неуспешности, но и с их родителями. Ведь не секрет, что сегодня необходимо говорить не только о подготовке ребенка к школе, но и о подготовке родителей к предстоящему обучению ребенка в школе как о не менее важной задаче.Современные исследования свидетельствуют: дошкольнику и младшему школьнику важна не просто семья, а специфическое изменение отношения к ним близких взрослых в зависимости от нового социального статуса, которое без определенной помощи извне, то есть просветительской и разъяснительной работы педагогов ДОУ, многие родители просто не в состоянии осознать. Этот аспект профессиональной деятельности все еще уходит из поля внимания воспитателей детских садов, хотя в число их функциональных обязанностей в течение длительного времени входит повышение психолого-педагогической грамотности и воспитательской компетентности родителей. Сегодня все еще актуален тезис о том, что «дошкольная работа» по своему содержанию не только учебно-воспитательная, но и культурно-просветительная. Именно педагог ДОУ, как ни один другой специалист (или все они, вместе взятые), может объяснить родителям, в каком направлении, как именно и почему именно так следует воспитывать детей риска в семье.Трудности, которые испытывают некоторые воспитатели при установлении взаимодействия с родителями в процессе подготовки детей к школе, имеют вполне реальные причины. Основные из них: отсутствие у родителей мотивации и стремления к контакту с педагогами; отсутствие у самих педагогов аналогичного рода мотивации и стремления; неконструктивный выбор педагогом стиля и темы для общения с родителями. Однако при условии полного осознания воспитателями своих профессиональных задач и желании оказать максимальную помощь детям риска общий язык между ними и семьей обязательно будет найден. Представляется, что дошкольным работникам должна принадлежать опережающая инициатива и в установлении контактов с педагогами начальной школы. В понятие «готовность к школе» по-прежнему многие учителя начальной школы приоритетно вкладывают сформированность типично школьных (предметных) знаний и умений, а не фундаментальных личностных качеств, служащих основой школьного образования. Такое понимание болезненно сказывается в первую очередь на успешности вхождения в новую – учебную – деятельность детей риска, чьи низкие адаптационные способности требуют от учителей в первые недели и месяцы обучения использования методически корректных средств и форм организации их жизнедеятельности не только в условиях школы, но и семьи.В целом взаимодействие ДОУ, школы и семьи в процессе подготовки к школе необходимо рассматривать как связь и согласованность каждого компонента педагогической работы (целей, задач, содержания, методов, средств и форм), комплексно обеспечивающих необходимые условия для развития детей риска и профилактики их школьной неуспешности. При таком подходе реализация взаимосвязи и преемственности между различными ступенями образования и семьей станет одним из условий успешного непрерывного образования детей.Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте