Пожалуй, ни одно из направлений дополнительного образования не играет такой роли в выборе профессии, как научно-техническое. Ведь именно из тех смышленых мальчишек, кто занимался в кружках по радиоэлектронике, судомоделизму и прочих, где надо было работать не только головой, но и руками, выходили потом самые способные инженеры, изобретатели и рационализаторы. В 90-е, к сожалению, даже сами слова «инженер» и «изобретатель» стали звучать как ругательные. Не могло это не отразиться и на станциях юных техников, некоторые из них просто закрыли, какие-то перепрофилировали в кружки макроме, кройки и шитья. Сейчас ситуация стала меняться – вырос конкурс в технические вузы, появился спрос на технарей, но ведь они не рождаются в одночасье по мановению волшебной палочки. Чтобы из способного мальчишки вырос талантливый конструктор, должен пройти не один десяток лет. Причем большинство рационализаторов, как правило, в свое время проходили через кружки научно-технического направления. Кстати, директор Центра технического творчества при Минобрнауке РФ Сергей НИКУЛИН сорок лет назад двенадцатилетним мальчишкой тоже пришел в районную станцию юных техников своего родного подмосковного Королева.
СтатфактВ системе научно-технического творчества насчитывается более 730 учреждений различного уровня – станции юных техников, дома техники, центры научно-технического творчества. В них занимается свыше 800 тысяч ребят. Причем 650 тысяч из них – школьники, остальные – учащиеся ПУ.
– Сергей Кириллович, скажите, когда стоит записывать ребенка в технический кружок?
– Думаю, в 5-6 лет. Именно из этих ребят, если им придется наше дело по душе, смогут выйти настоящие конструкторы, инженеры, изобретатели. Кроме того, технические кружки практически все бесплатные. Для работы на начальном этапе нужны лишь бумага, картон, ножницы, карандаш, линейка. Хочу также отметить, что 92 процента наших ребят – мальчишки. К сожалению, половина – из малообеспеченных и неполных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Мы никому не отказываем в приеме, берем всех тех, у кого нет возможности платить за спортивные, музыкальные, художественные школы. Поэтому, кроме профориентационной, развивающей задачи, мы выполняем еще и социальную, удерживаем ребят из неблагополучных семей от увлечения наркотиками, от бесцельного времяпровождения на улице. В то же время наше направление самое затратное, из-за дороговизны оборудования и материалов, поэтому в 90-е годы мы больше всего пострадали. К сожалению, 15-17 процентов наших учреждений были закрыты или перепрофилированы. А в результате мы потеряли старшеклассников, сейчас в технических кружках занимаются, как правило, младшеклассники и ребята из 5-8-х классов, 15-17-летних подростков крайне мало.
– Я думаю, что это связано еще и с бедностью материальной базы…
– Разумеется, парням в таком возрасте интересно кататься на хорошем карте или проводить свободное время в современно оборудованном интернет-кафе.
– Скажите, какие технические кружки сегодня наиболее популярны?
– Прежде всего, технические виды спорта – авиамоделизм, судомоделизм, ракетомоделизм. Кстати, в нашей стране, в отличие от заграницы, ребята модели судов и самолетов делают своими руками, а не покупают в готовом виде. Ведь смотрите, как работают центры технического творчества за рубежом – там родители покупают ребенку готовую модель, и ребята просто соревнуются друг с другом в быстроте реакции и глазомера. Мы же ориентируем наших подопечных на дальнейшее получение инженерных специальностей. Наши мальчишки хорошо знают, как устроены самолет, вертолет, из каких частей они состоят, что делать в случае поломки, ведь они делали их своими руками. Поэтому наша система в этом плане уникальна, ее в свое время дублировали коллеги из Китая. Там тоже в рабочей обстановке – в лабораториях, мастерских учат ребят тому, что им пригодится, когда они станут технологами, инженерами, конструкторами.
– Какие еще направления входят в понятие «техническое творчество»?
– Вообще мы курируем 34 направления, 17 из них основные, пользующиеся популярностью у ребят. Это кино-, фото-, видеостудии, кружки по рационализации и изобретательству, исследовательские объединения, детские КБ, малые академии, астрономические кружки. К сожалению, астрономия практически полностью выпала из поля зрения школы, и теперь лишь в этих кружках ребята могут узнать о строении Вселенной, галактиках, Солнечной системе.
– Скажите, в вашем центре проходят какие-то занятия, или вы занимаетесь только научно-методической работой?
– Конечно, научно-методическая работа преобладает, но в то же время у нас работают объединения радистов и лаборатория технического дизайна. Кстати, за все время ее существования более 400 ребят поступили потом в Строгановку. Вообще наш центр тесно работает с ведущими техническими вузами страны – прежде всего МГТУ имени Баумана и МАИ. Мы помогаем этим вузам в подборе своих абитуриентов. Так, совместно с МАИ мы проводим технические олимпиады с ребятами выпускных классов. По результатам этих олимпиад идет набор на те или иные факультеты Бауманки или МАИ.
– Как вы считаете, помогают ли занятия в кружках технического творчества ребенку в учебе?
– Несомненно, скажем, радиоэлектроника напрямую связана с физикой. В то же время ученик, хорошо знающий физику, может проявить интерес к радиоэлектронике и научиться своими руками изготавливать нужные устройства для себя и своего дома. Кроме того, на занятиях по техническому творчеству ребята смогут совершенствовать свои навыки в черчении и компьютерной графике. Многие мальчишки, разрабатывая свои чертежи, используют электронно-вычислительную технику. Ну а занятия техническим моделированием поможет на уроках математики. Ведь в моделизме не обойтись без точных формул и расчетов. Вообще, как правило, занятия именно в кружках технического творчества помогают школьникам быть успешными в физико-математических и естественных дисциплинах и, как ни странно, даже в истории. Ведь на наших занятиях ребята изучают в обязательном порядке историю развития техники, знакомятся с великими изобретателями, основателями тех или иных направлений в технике.
Комментарии