search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель»
0

Верный ответ, или Сдаем ЕГЭ по русскому языку

Комментировать

Сегодня СЛОГиЯ в необычном формате: мы решили разобрать один из вопросов ЕГЭ по русскому языку. Да, экзамены только закончились, а до новых ещё далеко. Но начинать готовиться нужно заранее. Да и знания пригодятся не только на ЕГЭ, но и в течение учебного года. Кроме того, кого-то ждут испытания, проводимые вузами самостоятельно, а они часто базируются именно на КИМах по русскому языку.

А тем, кто уже сдал экзамен, будет интересно освежить память и еще раз проверить свои знания. Попробуем?

Одна и та же буква

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей. В первой – 26 заданий, во второй – одно, но объемное – сочинение, которое необходимо написать без ошибок. Задания первой части разнообразны – и лексические значения слов, и правильная постановка ударения, и правописание различных частей слова, и многое другое. Разберем одно из таких заданий.

Начнем, как водится, с первой строчки – «и..гнать, не..гораемый, ра..грызть». Слово «изгнать». Как мы узнали, что именно «з», ведь буква-то пропущена? Разберем слово по составу.

из — приставка
гн — корень
а, ть — суффиксы
окончания нет
изгна — основа слова.

Кто-то может сказать: «А нас учили, что окончание в этом слове -ть. Это неверно?». На самом деле «-ть» в основу слова не входит, но является не окончанием, а формообразующим суффиксом. Однако многие школьные программы действительно предлагают «-ть» в качестве окончания. Чтобы не возникало противоречий, предлагаем оба варианта. Тем более, нас в данном случае интересуют приставка и корень слова.

А теперь все просто. Вспоминаем правило:

Корень в слове «изгнать» начинается со звонкого согласного «г», а, значит, и приставка пишется с «з».

Этому же правилу подчиняется и слово «разгрызть» – корень начинается на звонкий «г», соответственно, приставка оканчивается на «з».

А вот слово – «несгораемый» посложнее. Если следовать правилу, то должно быть «незгораемый», ведь согласный звонкий.

Но здесь есть хитрость. Чтобы ее понять, нужно вновь разобрать слово по составу.

Не и с — приставки,

Гор — корень,

А, ем — суффиксы,

Ый — окончание,

Несгораем — основа слова.

 

Как видим, приставка здесь не одна «нес», а две. В этом и кроется секрет: дело в том, что приставка «с» остаётся неизменной. Она не зависит от глухих или звонких согласных.

Таким образом, два слова в первой строке имеют пропущенную букву «з», а третье – «с». Значит, этот вариант ответа нам не подходит.

Идем дальше – «пр..обрел, пр..слушиваться, пр..образователь». Здесь тоже приставки, но правило уже другое.

Осталось найти в нашей строчке слова, подпадающие под это правило.

«Приобрел» означает присоединение – что-то обрести. «Прислушиваться» – слушать немного, не в полном объеме. А значит, перед нами неполнота действия.

«При/преобразователь» – не подходит ни под одно определение. Неужели исключение?

Давайте разбираться, ведь существует не только приставка «при-» но и «пре-». В каких случаях пишем «пре-».

И теперь все встало на свои места. «Преобразователь» – «очень образователь» не скажешь. А вот к «пере-» значение очень даже близко – переделать, перевести в новое качество или состояние. И можно не сомневаться, что писать нужно – «преобразователь».

Что же получается? Опять в двух словах пропущена одна и та же буква, а в третьем – другая. И второй вариант ответа нам тоже не подходит.

Рассмотрим следующую строчку –«раз..скать, без..сходный, по..грать». похоже здесь пропущены буквы «и» или «ы».

И это уже третье правило на сегодня.

И вновь применим правило к нашим словам: разыскать и безысходный отлично подходят.

А вот что делать с поы/играть? Приставка-то оканчивается на гласный. В этом случае написание осуществляется согласно произношению – с «и» – поиграть.

Кроме того, есть ряд случаев, когда после приставки, оканчивающейся на согласный пишется -и.

Надо отметить, что порой возникает путаница между словами с приставками и сложными словами. Например, мединститут (медицинский институт), спортинвентарь (спортивный инвентарь). Эти слова имеют два корня, и правило, касающееся приставок, на них, конечно, не распространяется.

А  мы возвращаемся к нашим словам и видим, что третий вариант нам тоже не подходит, ведь два слова пишутся с буквой «ы», а одно из этого ряда выпадает.

Остаётся четвертая строчка. Понятно, что методом исключения можно сделать вывод: верная именно она. Но мы все-таки проверим. А заодно и узнаем, какое правило действует в этом случае.

Итак, «п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный». А здесь все очень просто: в русском языке нет приставок: ва-, вас-, да-, зо-, но-, або-, абис-, ато-, пад-, падо-, прид-, са-, з-, пот-, нат-, од-, прет-, а-. Иногда, правда, можно встретить в начале слова, к примеру па-, но обычно это или не приставка, или ушедшая из речевого оборота редкость. В частности, приставка па- отмечается в словаре С.И.Ожегова, указываются случаи ее применения. Но они крайне редки, за исключением, наверное, пасынка, патрубка и еще пары слов. Но в нашем случае никаких сложностей не возникает и никаких редких приставок не встречается – «подсказывать, поникнуть и неоглядный». Во всех словах пропущена одна и та же буква. Вот он, верный ответ на вопрос.

 

Узнать больше о написании, произношении, значении слов и других тонкостях русского языка можно в наших рубриках «Грамотатор» и «СЛОГиЯ». А задать вопрос, высказать мнение или предложить тему новой публикации – зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская  газета».

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте