«Когда будут занятия с собачками?» – этот вопрос еженедельно задают ребята, которые посещают занятия по канистерапии. Почему они так популярны среди наших детей? Попробуем в этом разобраться.
Так сложилось, что для современного образования характерно многообразие предметов и педагогических технологий, темпы прохождения программного материала все увеличиваются, что приводит к накоплению напряжения, утомлению детей. Но в нашей школе мы традиционно используем здоровьесберегающие технологии – от физкультминуток на уроках до отдельного предмета «Здоровье» в начальных классах, реализуем целый спектр дополнительных занятий спортивной направленности, увеличенные перемены в 20 минут позволяют детям полноценно отдохнуть между уроками. Помимо этого у нас есть и отличительная особенность – это занятия для учеников 1‑5‑х классов во второй половине дня по канистерапии.
Канистерапия – это современный метод оказания направленной психологической, социальной и медицинской помощи, основанный на активном взаимодействии специалиста (канистерапевта), пациента и собаки, прошедшей специальную подготовку.
Появилась данная терапия приблизительно в V в. до н. э. Гиппократом было замечено, что животные оказывают положительное влияние на человека. В Древней Греции и Древнем Египте животных использовали для лечения различных человеческих недугов, а пение птиц как лекарство использовали в Древней Индии.
Кроме этого, американскими учеными в 1982 году были проведены интересные исследования, которые показали отношение детей к собакам. Детям в возрасте от 1 до 1,5 года показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей, из 67 детей, увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. У детей собака вызвала положительную реакцию и интерес к себе.
Канистерапия (от лат. сanis – «собака») является междисциплинарной сферой деятельности, сочетающей в себе теорию и практику кинологии, медицины, психологии и педагогики. Путем взаимодействия ребенка с собакой посредством специально организованных игр и упражнений происходят коррекция поведения, формирование новых навыков.
Данная терапия успешно зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими такие диагнозы, как ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), ЗПР, олигофрения, афазия и другие нарушения речи, СДВГ, синдром Дауна.
Ведущий этих занятий у нас в школе – основатель проекта canistherapy.moscow и президент национальной ассоциации «Объединенные энималтерапевты» Станислав Юрьевич Перешеин, канистерапевт, детский психолог, нейропсихолог, биолог. А его собака-помощник – бигль по кличке Физзи.
Для своих занятий мы выбрали игровую форму проведения, ведь это любимая деятельность детей, несмотря на то что некоторым школьникам по 10‑11 лет. Именно в игру ребенок способен включиться с первых минут, будь то сюжетно-ролевая или специально организованная дидактическая игра, целью которой является развитие высших психических функций и универсальных учебных действий. Выполнение различных совместных заданий, упражнений помогает достичь этих целей.
С этого учебного года занятия в школе приняли более обучающий уклон, появился второй ведущий – волонтер-вожатый в лице педагога-психолога школы. Занятия стали называться «Читаем с другом». Необходимость в таких занятиях возросла в связи с увеличением количества детей, испытывающих трудности при обучении чтению и письму. Министерство просвещения указывает, что порядка 64% детей приходят в 1‑й класс с речевыми нарушениями, каждый пятый ребенок сталкивается с трудностями в обучении, из них около 80% – в чтении. В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. №ТС-421/07 обращается внимание на необходимость повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письма и чтения.
Особенности дислексии у детей заключаются в том, что она создает ребенку труднопреодолимые препятствия в освоении чтения – одного из самых востребованных в школьной и внешкольной жизни навыков. Имея весьма обширный комплекс проблем, оставаясь постоянно малоуспешным в школьной, а значит, и в семейной жизни, ребенок очень болезненно переживает свою жизненную ситуацию. Наш опыт показывает, что острота переживания неуспеха в чтении (и практически всегда в письме тоже) превышает то, что можно наблюдать при неуспеваемости в других школьных предметах. Хронический неуспех в очень социально значимом навыке нередко приводит к невротизации, вызывает фобию чтения, а иногда и психогенную школьную дезадаптацию.
Программа занятий готовится по индивидуальному плану, учитывая уровень овладения навыком чтения. Для наших занятий отбирается группа детей, которые только осваивают навык чтения или уже умеют читать, но испытывают некоторые трудности. Всего 4 группы, в которых дети различаются по уровню овладения чтением. Занятия проводятся в мини-группе, 3‑4 человека, каждое длится 30 минут.
Сложности с чтением часто связаны с тем, что ребенок стесняется читать перед классом и учителем, боится допустить ошибку. Собаки являются лучшими слушателями, так как они не подсказывают и не проговаривают с ребенком слова (в отличие от взрослых), ребенок чувствует, что его интересно слушать, никто не оценивает и не поправляет. Он раскрепощается, перестает волноваться и читает намного быстрее и успешнее. Собака сама выбирает книгу, внимательно слушает, как ей читают, и это делает чтение по-настоящему увлекательным.
Собака является сильным мотиватором для таких ребят, так как обладает успокаивающим и благотворным влиянием на человека. Большое влияние оказывают четвероногие и на речевое развитие наших воспитанников и первоклассников.
Предполагаемый результат от занятий «Читаем с другом» – школьник, не испытывающий повышенной тревоги в ситуации чтения, позитивно воспринимающий себя, несмотря на ситуации неудачи на уроках в школе. У ребенка появляется интерес к чтению, повышается скорость чтения, увеличивается качество смыслового чтения.
Собаки обладают качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Собаки являются отличными эмпатами, они способны выражать сочувствие. Благодаря такому взаимодействию у ребенка формируется активная жизненная позиция, возникает чувство ответственности, он учится сопереживать, повышается мотивация к обучающим занятиям, у него появляется больше поводов для радости.
Ольга ЕРМАКОВА, педагог-психолог, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения, методист инклюзивного образования школы №97
Комментарии