Живая легенда серьезного, авторского кино, кинорежиссер Вернер Херцог не только сам отобрал фильмы для своей ретроспективы на 33-м ММКФ, но и лично приехал в Россию. Ажиотаж вокруг его приезда в интеллектуальной среде был, пожалуй, не меньше, чем вокруг приезда голливудской звезды. И это понятно: на счету Херцога около 60 фильмов, многие из которых получили премии престижных кинофестивалей, но главное, они создали неповторимый мир странника по разным мирам (это касается путешествий и географических, и духовных). А еще великий немецкий режиссер известен смелыми, даже невероятными поступками, вокруг которых тут же складывается множество мифов. Так, вживаясь в обстоятельства своего фильма «Фитцкарральдо» о безумном поклоннике оперы, мечтающем построить оперный театр посреди джунглей, Вернер Херцог перетащил корабль через гору среди дождевых лесов Амазонки. Он сварил и съел свой ботинок, проиграв пари молодому коллеге. Чудом остался в живых во время интервью для BBC, где в него стреляли из пистолета.И вот этот матерый человечище прибыл в Москву, где несколько раз встречался с российскими журналистами и молодыми кинематографистами. Приведем самое интересное из пресс-конференции и мастер-класса режиссера. Заметим, что ответы «сумрачного немецкого гения» оказались полны своеобразного юмора.
О детстве и становлении
– Родом я из баварской деревушки. Вас, конечно, это удивит, но первый раз я увидел кино в одиннадцать лет, а телефоном воспользовался впервые в семнадцать.
Когда мне было 14 лет и я жил в Мюнхене, на меня снизошло. Кино! К тому моменту я уже посмотрел «Тарзана» и «Зорро».
Три вещи, которые повлияли на меня.
Первое: я начал ходить пешком, начал ходить вдоль албанской границы. Поскольку проход в Албанию был запрещен.
Второе: в 14 лет я крестился и стал католиком. Это, конечно, не влияет никак на мою профессию, но отголоски этого события присутствуют в некоторых моих фильмах.
Третье: я понял, я должен стать поэтом от кинематографа.
А также я решил, что никогда не буду бояться.
О пейзаже человеческой души
В 15-летнем возрасте я исходил весь остров Крит – примерно 250 км. И вдруг, стоя на одном плато, я увидел 10 тысяч ветряных мельниц. Сначала я решил, что сошел с ума – такого просто не бывает. А через десять лет я построил фильм вокруг этой картинки – мой первый игровой фильм «Наука жизни».
В рекламе пейзаж используется как задник, а в моих фильмах представлен внутренний пейзаж, пейзаж человеческой души. И как режиссер я руковожу не только актерами, но и пейзажами.
Об Америке
– Сначала Америка в ваших фильмах разрушала мир героя, а сейчас вы живете в США и снимаете страну в позитивном плане. Почему ваш взгляд на нее изменился?
– Я снял картину «Плохой лейтенант» (Американский фильм с Николасом Кейджем и Евой Мендес в главных ролях. – Т.Е.), где показал коррумпированную полицию, последствия урагана. Потом я снял «Мой сын, мой сын, что ты наделал» – тихий фильм в жанре хоррор, об убийстве. Так что в каком-то смысле мой взгляд на Америку стал даже более мрачным, чем был. Но есть и другая сторона медали: я бы не смог жить в стране, которая мне не нравится. Мне очень нравится, что свобода слова в Америке закреплена законодательно. Это касается и документов из госархивов. Так, в 1989 году был обнародован фильм, который сняли астронавты США, и эти съемки настолько меня поразили, что на их основе я снял свой фильм «Бело-голубое пространство» или «Дикая голубая глубина» (Перевод приблизительный, официального пока нет. – Т.Е.). Чтобы использовать эти кадры, я попытался узнать о правах на них. Мне ответили: «Они принадлежат всему народу». Я уточнил: «И баварскому тоже?». Мне снова ответили: «Всем». Поэтому эти видеоматериалы не стоили никаких денег, и я с удовольствием их использовал. В этом смысле это такой Советский Союз, где все общее.
О профессиональных и непрофессиональных актерах
– В ваших фильмах снимался реальный человек, не актер Бруно С. Вы с ним общаетесь?
– Спасибо, что вспомнили о нем. Мне довелось работать с профессиональными актерами, лучшими из лучших: Клаудией Кардинале, Кристианом Бейлом, Николасом Кейджем, Евой Мендес, но Бруно для меня – самый великолепный. Он тот, кто трогает меня как никто. Он навсегда останется для меня неизвестным солдатом кинематографа.
Он не захотел назвать даже свое полное имя – в титрах он подписан Бруно С. – потому что в юности занимался криминалом. Его жизнь – результат катастрофического детства и юности. С 3 до 36 лет он находился в закрытых учреждениях, был под замком. Он работал оператором погрузчика на металлургическом заводе, но второго такого актера вы не увидите…
О том, как важно режиссеру уметь… вскрывать замки
У меня своя киношкола, она называется «Плутовской» (The Rogue Film School), и я там преподаю один, причем занятия могут происходить, где угодно: от кинотеатра до волейбольной площадки. Последний раз это была дешевая гостиница. Чтобы поступить ко мне в школу, необходимо прислать свою короткометражку, заинтересовать как-то. Но даже и это не обязательно, так, например, у меня учится один поэт, и даже кочевник-туарег из алжирской пустыни.
Первое, чему я учу, это вскрывать отмычками замки и подделывать документы. У меня даже есть свой собственный набор инструментов. Дело в том, что когда я путешествую, то частенько вскрываю заброшенные дома, ночую там, а потом, оставив после себя порядок, так же аккуратно их закрываю. Да и первый свой фильм я снимал на украденную в мюнхенской киношколе камеру, потому что всем выдали камеру для работы, а мне почему-то нет. Поделывать документы тоже полезно. К примеру, во время съемок мне пришлось пересечь границу Перу, и меня попросили предъявить разрешение на съемку. Если бы я стал его делать официально и ждать – ушла бы уйма времени, а так – я подделал подписи, и все!
О фильмах и путешествиях
Пешком путешествовать всегда трудно, но оно того стоит. Именно путешествие может дать тот самый необходимый экстаз. До такой степени, что начинаешь воспринимать мир в религиозном экстазе и вдруг путешествие становится легким. Очень непростыми были съемки «Фата морганы» (1971), они велись в пустыне Сахара. В одной из стран Центральной Африки меня даже арестовали. Потом меня укусил какой-то комар, я заболел малярией, и на время я выпал из кинопроцесса. Для съемок это очень плохо.
Весьма непросто мне дались и съемки «Фитцкарральдо». Целью путешествия и фильма было протащить корабль через скалы. За время работы мне не раз приходилось переносить съемки. И это было по различным причинам: сначала Джейсон Рейбардс, который должен был играть главную роль, тяжело заболел, и пришлось на самолете эвакуировать его в Штаты. Другим претендентом на главную роль был Мик Джаггер из «Роллинг стоунз», но ему пришлось срочно выехать на гастроли. Потом произошли две авиакатастрофы на внутренних рейсах. Что еще? В тот год стояла очень сухая жаркая погода, и племена, которые обычно живут где-то в горах, были вынуждены спуститься к реке. Трое наших статистов ловили рыбу, когда в темноте на них было совершено нападение и выпущены в них огромные стрелы. Одному из них стрела попала в горло, и ее наконечник до сих пор находится там. Мы понимали, что у нас нет никакой возможности куда-либо отвезти пострадавших, и нам пришлось делать операцию прямо там, на месте, на кухонном столе, отгоняя комаров противомоскитным баллончиком. Потом еще оператору отдавило руку камерой, анестезии на тот момент не было, а ближайший город находился в 1400 километрах от нас…
Но когда вы начинаете работать над фильмом, уже нет возврата назад! Это как у пилота, когда наступает точка невозвращения.
Никто не верил, что я могу перетащить корабль через горы. Но, несмотря на все эти ужасы, единственным человеком, который сохранял полное спокойствие, был я. Тросы размером с мою ногу лопались от напряжения. И в какой-то момент я остался один, никого со мной не было, наступило крайнее одиночество… Это то, что может ожидать каждый день любого кинематографиста.
Как важно быть хорошим рассказчиком
Если вы хороший рассказчик, то сразу понимаете, что именно вам нужно потом, в работе. Каким-то образом я очень четко представляю историю зрительно, ее видеоряд. Это нисходит как молния, и я сразу понимаю, что мне нужно. Поэтому порой на написание сценария у меня уходит всего два с половиной дня, как это была в работе над фильмом «Агирре, гнев Божий».
Я ехал в автобусе, в котором мы везли в подарок австрийской футбольной команде две бочки пива. Но одну из них мы открыли несколько раньше, окружающие меня стали пить пиво, а я начал писать на маленькой печатной машинке. Члены футбольной команды распевали песни, но голкипер перебрал, наверное, и его вырвало прямо на мои листы, которые я тут же выкинул. В итоге в моем сценарии отсутствуют эти несколько страниц, я уже не помню, что в них было.
Об исчезающей натуре
– Чему может научиться современный человек в ваших фильмах, например, про остатки древних культур?
– Тут нужно проявить осторожность, и не думать, что нужно срочно что-то взять у аборигенов и начать это срочно внедрять в современную жизнь. Гораздо важнее, например, сохранять, оберегать их язык, культуру. Так, в Австралии умер несколько лет назад старик, который оставался единственным носителем языка своего племени. Он умер, и с ним исчезло все, и его культура. А представьте, что однажды так исчезнут русский или испанский языки. Бесследно исчезнут Толстой, Пастернак… У меня, кстати, есть такой кинопроект, связанный с носителями исчезающих языков. У вас на Крайнем севере остались некоторые народности, которые насчитывают всего по десять–пятнадцать человек. «Зеленые» спасают только редкие виды растений или китов, но я ни разу не слышал, чтобы они спасали вымирающие языки или культуры. Уже через 50 лет наша планета сильно обеднеет.
О «творческих планах»
Всего я снял шестьдесят фильмов. Что я не снял? Ленту про ацтеков в Мексике. Это очень дорогой проект, но я к нему могу вернуться всегда, в любой момент. Сейчас я снимаю пять фильмов, и на очереди у меня еще пять – шесть, но я готов работать и дальше, постоянно, до последнего вздоха.
Р.S. О фильмах Вернера Херцога, показанных на 33 ММКФ, читайте на нашем сайте чуть позже.
Ирина Курбанова, Татьяна Ефлаева
Фото Татьяны Ефлаевой
Комментарии