Месяц или два назад я участвовал в дискуссии по поводу возможного разделения Министерства образования и науки. Я говорил, что здесь есть и плюсы, и минусы. Идеальных структур нет. Идеальная структура – это когда схема, которая делается из логических соображений, адекватно накладывается на персоналии. А в реальности случается так, что самая идеальная логическая схема абсолютно не работает при плохой команде, а самая тяжелая оргсхема может быть даже вполне успешной при хорошей. И это мы каждый день наблюдаем на примере российских, да и не только, органов власти…
Безусловно, в разделении высшей школы и науки и общего и среднего профессионального образования есть плюс, хотя есть и минусы. Например, подготовка педагогов для системы школьного образования, которая ведется во многих вузах, теперь попадает в другое ведомство. И в этом плане возникает вопрос о том, как соответствующее министерство будет работать с этими вузами. Напомню, в 1990 году была такая же конфигурация власти в образовании – педвузы принадлежали Министерству просвещения… Это, кстати, одна из серьезных проблем, которые надо будет решать.Помимо этой современному Минпросу придется решать еще и другие задачи, например, надо что-то делать с жуткой перегрузкой школьников. В 5‑6‑х классах дети начинают хуже учиться не потому, что внезапно тупеют, и не потому, что у них вдруг случается гормональный криз, нет, просто объемы нагрузки, предметной нагрузки, на этих детей начинают настолько сильно превосходить объемы начальной школы, что дети просто не успевают справляться с ними. Нужны ли такие объемы? И вопрос перегрузки надо решать с привлечением психологов и дидактов: методисты никогда не придут к сокращению дидактических единиц в предметах! Вторая очень жесткая проблема, которая до сих пор не решена вопреки декларациям, – это перегрузка учителя и школ отчетностью.А третий вызов – это контрольно-надзорные процедуры. Вот ввели ВПР, и уже руководство Рособрнадзора говорит о том, что будет наказывать тех учителей и директоров, которые будут завышать результаты. А как оно будет узнавать, что результаты завышены? Каким таким хитрым способом? Ну и опять налицо контрольно-надзорный зуд. Что касается высшего образования и науки, то одна из главных проблем, которую придется решать уже другому министерству, – это налаживание более тесного взаимодействия Академии наук и вузов. У нас уже есть примеры такого взаимодействия – это Физтех, Новосибирский госуниверситет, МГУ, СПбГУ, которые прекрасно работают с институтами Академии наук. Но эту практику надо расширять и на все другие вузы. Тем более что, например, в таких регионах, как Дальний Восток, проблему подготовки кадров высшей квалификации одни вузы не решат. Там ее надо решать только в симбиозе с Дальневосточным отделением Академии наук. Ну и, конечно, глобальная конкуренция, а президент явно поставил в своем указе такую задачу, и здесь можно выиграть только в тандеме науки и ведущих университетов.А вообще во времена моей молодости говорили так: любая большая перестройка – это верховой ветер: вверху все гудит, шумит, шишки падают, правда, редко и не всегда по цели. До рядового учителя все эти процессы еще очень долго будут доходить. Можно спокойно продолжать работать. Но при этом внимательно следить за проектами предполагаемых новшеств и активно включаться в их обсуждение.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии