search
main
0

Вера Кострова, Нижний Новгород: Учителями скоро будут гвозди заколачивать.

На \”нецелевое использование\” учителя жалуются редко, ибо входят в положение руководства. И ладно, если бы чиновники ценили их готовность бросаться на любую амбразуру. Увы, нередко муниципальное начальство относится к учителям без всякого уважения.

Серьезным испытанием для многих учителей стала – кто бы мог подумать! – работа на ЕГЭ. Не проверка части С, нет – это все-таки труд по специальности. Всего тяжелее учителям, как выяснилось, исполнять роль надсмотрщиков. Несколько часов подряд сидеть за столом в аудитории или в коридоре, изображая из себя \”бдительное око\”. Пишу в кавычках неслучайно.Вставать с места учителям нельзя и между рядов ходить тоже. Чтобы не мешать пишущим и чего-нибудь кому-нибудь ненароком не передать… А много ли с места увидишь, тем более когда у половины учителей проблемы со зрением? Но даже если попробует кто-то зоркий и принципиальный на самом деле проявить бдительность, ему же будет хуже, свои же коллеги осудят, начальство закорит: \”Зачем бросать тень на район, город, область, сор из избы выносить?\”

У нас, например, в области ежегодно фиксируется всего одно или два нарушения на ЕГЭ за всю кампанию. Это не потому, что все дети такие честные (после ЕГЭ много чего всплывает, выпускники сами друг другу рассказывают о своих подвигах), а потому что педагогам, работающим на ЕГЭ, невыгодно быть бдительными. Нарушение фиксируется, если его заметили сразу многие: дети, педагоги, наблюдатели. И скрыть уже невозможно.

Имитация контроля – безвозвратно убитое время для людей творческих и активных, коими большинство учителей являются. Работающие на полторы и две ставки предметники (а таких у нас большинство) каждую свободную минуту стараются использовать с наибольшей эффективностью: во время контрольных и самостоятельных работ заполнить электронные журналы, проверить тетради, выставить оценки, написать отчеты, в перемену – позвонить родителям нерадивых учеников, чтобы напомнить о предстоящих событиях школьной жизни… К такому ритму учителя привыкают в течение учебного года.Но вот наступает ЕГЭ, и учитель должен превратиться в полную свою противоположность – в истукана, для которого не существует понятия времени. Ничего, кроме ручки, брать в аудиторию нельзя. Телефон – Боже сохрани! Книжку – тем более. Только смотреть разрешено и быть начеку.

Ограничения объясняются подозрением в том, что учителей довольно легко подкупить, и они под видом \”своих\” бумаг пронесут шпаргалки выпускникам – прецеденты на протяжении многих лет имели место. Кто-то поступил неэтично и непрофессионально, но отвечают за грехи отдельных представителей все гуртом. Неудивительно, что многие воспринимают сидение на ЕГЭ как незаслуженную пытку, наказание неизвестно за какие грехи. \”Легче всю школу вымыть, чем сидеть вот так, в безделье\”, – признаются они друг другу…

Учителям нельзя не посочувствовать. Они прямые жертвы, \”терпилы\” сложившейся системы. И вот о системе хотелось бы сказать особо.

Уже который год в сфере образования пытаются утвердить приоритет \”законности и порядка\”. Все должно строго соответствовать, иметь сертификат, на каждую бумажку должны быть десять подтверждающих документов, локальных актов, приказов… Все должно быть прошито, проштамповано и пронумеровано. Если что не так, штраф на школу, взыскание и головная боль директору…

Кроме того, в каждом учреждении есть пространные и подробные должностные инструкции, которые работник обязан выполнять, хочется ему или нет. И вот тут, как мне кажется, существует довольно большая правовая прореха – зияющая пропасть между тем, что можно по закону требовать с учителя, и тем, что на него реально \”грузят\”. Нередко требования, предъявляемые учителям, противоречат не только здравому смыслу, но и Конституции. Например, сплошь и рядом учителей заставляют работать агитаторами, даже нередко принуждают голосовать против совести (для этого они должны взять на своем участке открепительный талон и проголосовать в родной школе). В их обязанности почему-то входит участие в митингах и демонстрациях, организованных партией власти. Я уже не говорю о том, что в школе грубо попирается основной принцип правосудия – презумпция невиновности. Если что-то случается с ребенком (не только в школе, но и вне ее стен), виновным априори становится учитель. Чтобы доказать невиновность свою, педагог должен предъявить реабилитирующие его документы, например, расписку ученика в том, что он прослушал инструктаж о безопасности. Если расписки нет, учителю грозит много чего…

Учитель, имеющий диплом с четко сформулированной специальностью и документ, подтверждающий квалификацию, используется в школе, как машинистка-переписчица, регистратор сектора учета, оператор, нумератор, аниматор, сценарист и шоумэн, садовник, чернорабочий и сотрудник службы клининга, вахтер и охранник (в сельских школах и образовательных учреждениях райцентров в праздничные дни и каникулы учителя и воспитатели по очереди сторожат здания). На подобное \”нецелевое использование\” учителя редко жалуются, ибо понимают сложность момента, входят в положение руководства: \”Не нанимать же, если своими силами можем?\” Люди в основном в школе отзывчивые и сознательные – этим и пользуются учредители. И ладно, если бы чиновники ценили готовность учителей затыкать все дыры и бросаться на любую амбразуру. Нет, до этого далеко. Нередко муниципальное начальство относится к учителям без всякого уважения, как к холопам: \”Сегодня на лен ступайте, завтра на прополку, а послезавтра все – на речку запруду строить\”. И с тою же холопскою покорностью, тихонько ворча себе под нос, учителя идут, куда их погонят.

\”Кто недоволен, пишите заявление по собственному желанию, никого не держим. А если вы хотите работать в школе, извольте выполнять все, что с вас требуют,\” – такие слова учителя слышат все чаще. Слышат и…. смиряются. Куда пойдешь, если на дворе кризис, а в школе пусть не великие деньги, но стабильный доход? Кому-то не хочется предавать профессию, бросать детей…\”Если настоящие педагоги, деятельные и неравнодушные, уйдут, кто в школе останется?\” – так оправдывают учителя свою бесконечную терпимость. Чего больше в этих словах: мудрости или привычной готовности к жертве? Похоже, что безысходности….

Как учителям заставить себя уважать? Что сделать, чтобы к мнению педагогического сообщества прислушивались власти? И есть ли оно у нас вообще, это педагогическое сообщество?

Если у вас, дорогие читатели, есть ответы на эти вопросы, поделитесь пожалуйста с нами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте