Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вера Кострова, Нижний Новгород: «Он хотел донести свои мысли в его разум…».

Дата: 07 июля 2014, 16:53
Автор:

Я, пожалуй, начну с веселого – каникулы все-таки, лето. А о грустном и серьезном скажу потом. Только почти уверена, что смешно будет всем, кроме учителей русского языка. Они уже довольно много смеялись…

…над подобными «перлами», и сейчас им не до смеха. Наоборот: заставлять их читать такое – сыпать соль на раны, глубокие и незаживающие. Поэтому я сразу хочу оговориться, что пишу не для словесников, а для учителей других предметов, а так же для директоров и управленцев. Надеюсь, что, читая, они от души посмеются, а прочитав, глубоко задумаются.

То, что следует ниже, взято из части С ЕГЭ по русскому только одним (!!!) из экспертов. Эксперт – моя давняя знакомая – ежегодно делает для меня выписки – особо яркие «не в бровь, а в глаз» слова и выражения вчерашних школьников. Почитайте и вы, комментарии потом. Оригинальные лексика, орфография и пунктуация сохранены:

Перечитывая текст раз за разом, мне в голову пришла одна ситуация…

Героиня романа Толстого \”Война и мир\” Наташа Ростова – маленькая девочка (тринадцать лет) с детства любила природу и берегла ее…

Обломов всю жизнь пролежал на диване и никак не был полезен обществу, но в конце концов он захотел изменить свою жизнь и завести детей….

Андрей Болконский лежал на поле, он размышлял над тем, что же будет дальше после войны, какое будущее ждет Родину….

Встретились два давние друга, тонкий узнает у толстого, что он поднялся в чинах, и начинает завидовать ему, хочет стать таким же, как и он, но в итоге тонкий морально опускается, не достигнув того же уровня, что и толстый, и просто становится рабочим у толстого…

В «Капитанской дочке» главный герой Распутин проявляет пошлость, нося дорогие меха и цепи на ворованные деньги, постоянные пьянки и пиры…

Начнем с хорошего и светлого. Авторы всех этих уникальных слов и незабвенных выражений получили за ЕГЭ свои вполне ничего себе баллы, а потом и аттестаты о полном среднем образовании, отгуляли на своих выпускных банкетах, а теперь ждут – не дождутся результатов вступительных конкурсов. Можно не сомневаться, что большинство из них станут студентами. И это хорошо. У кого-то из них благодаря высшему образованию прибавится ума и появится шанс –  пусть не в ближайшие годы, а в отдаленной перспективе – узнать, что «Мастера и Маргариту» написал Булгаков. Кто-то, наверняка, даже прочтет ее. Конечно, с «Господином из Сан-Франциско», «Толстым и тонким», наверное, мало кто встретится, и лишь единицы захотят освежить в памяти подробности жизни Наташи Ростовой и Анатоля Куракина, зато кое-кто, наверное, рано или поздно возьмет в руки Солженицына и Шаламова.

Я пишу без иронии, вполне серьезно. В отношении к детям и юношеству я оптимист: верю, что каждый человек растет и развивается в силу отмеренных ему способностей. Слава Богу, все мы меняемся в течение жизни, а значит, у каждого из авторов приведенных выше строк есть возможность поумнеть, дочитать то, что не прочитано в отрочестве.

А теперь о плохом. Начну с арифметики. Представьте себе, сколько экспертов в вашем регионе задействовано на проверке части С. Представили? В нашей области в пунктах проверки сидит порядка 140 человек. Теперь представьте, сколько мы могли бы получить таких свидетельств деградации, резкого падения уровня среднего образования, если б каждый эксперт не поленился выписывать? В нашем регионе это уже очень много. А в масштабах страны? Вам страшно? Мне тоже. Тенденция налицо – количество малограмотных и мало читающих выпускников, действительно, зашкаливает за все мыслимые пределы. Это факт.

Но еще хуже то, что дети – авторы этих приведенных примеров не узнали о своих ошибках. Они узнали только о том, сколько баллов у них сняли в части С. За что конкретно сняли – так и не поняли. Кроме тех, кто подал на апелляцию (в нашем регионе таких немного) – там детям члены комиссии все доходчиво объясняли, указывали речевые и фактические ошибки. Но ведь не подавать же на апелляцию для того только, чтоб узнать собственные ошибки? Детей от апелляций и учителя отговаривают, и директора – из опасений, что комиссия еще больше понизит итоговый балл.

А ведь каждая контрольная работа, каждый диктант и сочинение должны (это азы педагогики) становиться для подростка в определенном смысле уроком, мотивировать его к дальнейшей учебе. Человек должен учиться на своих ошибках, то есть в идеале – с каждым тестом и сочинением становиться умнее. Наши выпускники от ЕГЭ не станут умнее. Наоборот, получив вполне приличный балл за часть С (подумаешь, 2 балла сняли за фактическую ошибку, 2 за речевые и 2 за орфографию – но осталось-то еще вон как много!!!), он гордится собой. А им гордятся родители и учителя. Никто не узнает о нелепостях, которые написал обладатель новенького аттестата в своей выпускной (то есть по сути итоговой) работе. Ведь даже если эксперт выпишет из нее убийственные фразы и выставит их на всеобщее посмеяние, то ведь это анонимно, безымянно, то есть никому не повредит.

Что же делать? – спросите вы. У меня есть конкретный способ решения данной проблемы. Он простой и малозатратный, но действенный.

Пожалуй, я соглашусь с Иваном Засурским, автором идеи открытого электронного портфолио выпускника. Если сочинения из части С будут обнародоваться, то есть войдут наряду с другими работами в портфолио, то ошибок, подобных тем, что мною выше приведены, год от года будет становиться все меньше и меньше, – вот увидите. Все-таки наши выпускники еще способны краснеть.

Без купюр

ЕГЭ по русскому языку, часть С

(Оригинальные лексика, орфография и пунктуация сохранены):

Мне сегодня встретились двое молодых людей, которые думают, что они находятся в непрерывной цепи поколения…

Наташа Ростова готова идти на фронт, чтобы постоять за свою Родину. Она помогает людям (отдала тележку для перевозки солдат) и делает это ото всего сердца…

К примеру переход дороги: еще не загорев зеленый свет для пешеходов, некоторые люди начинают переходить дорогу.

Эти мысли наводят меня на сказку \”Золотая рыбка\”. В этой сказке старуха думала больше о себе, и в конце концов все, что у нее было, все пропало. А ей всего напросто надо было пересмотреть свои взгляды, покопаться в себе…

Он хотел помочь ему, хотел донести свои мысли в его разум…

Тургенев затрогивает эту проблему в романе \”Отцы и дети\” на примере Базарова, юной индивидуальности, который защищает свое мнение в споре с дядей его лучшего друга…

Особый патриотизм наблюдается в произведениях Шаламова и Солженицына. В работах этих авторов расматривается военное время. Переданы все трудности жизни людей…

Самолюбивому человеку не хватает тяготы к обществу…

Он считал, что прислуги на корабле должны сами во всем ему потакать…

В рассказе Куприна \”Антоновские яблоки\”…

Рассказ Чехова \”Душенька\”…

Герой романа Толстого Николай Курагин хотел жениться на Марье Болконской…

Рекламу, как гипноз, нам крутят целыми днями…

Обнищанство духовных ценностей…

Подтвердить свою сточку зрения…

Через каждый абзац…

Настоящее счастье в лице супруга всегда находилось рядом…

Лев Николаевич Толстой \”Мастер и Маргарита\”…

Достовский \”Толстый и тонкий\”…

Посмотрите на живопись картин….

Ионыч отправляется в кругосветное путешествие, круиз…

Приспособленческие люди…

Известный русский писатель Кулгаков…

В расказе Шаламова \”Детские рисунки\”…

Скатился до самых низов человеческого поведения….

Лень начинает быть постоянной…

…Увязывает в рекламе….

Раскольников пошел на поводу у денег, и это довело его до сумасшествия…

Пьеса Чехова \”На дне\”…

Не строить из себя умного, если ты таким не являешься…

В рассказе Чехова \”Господин из Сан-Франциско\”…

Коробочка была хитрой старушкой. Она старалась продать свои товары по высокой цене…

Эксплатировали…

Образ самого себя, созданный собирательным путем…

Гончаров в \”Горе от ума\” ярко выражает обывательство на примере Обломова…

Даже выйдя замуж, свет не переменил ее…

Рассказ \”Стационарный смотритель\”…

Обывательные люди…

Повесть \”Гроза\” рассказывает о…

В романе Булгакова \”Господин из Сан-Франциско\”

Есенин \”Ночевала тучка золотая\”…

Утилинарные ценности…

Открытие Преображенского – собака в облике человека…

Циливизация…

Гоголь \”Мастер и Маргарита\”

В. Паустовский «Живи и помни»

И вот однажды, сидя на лавочке, к нему подошел старик…

«Мартин Иден» Диккенса

Иллюзионные ценности

Главный герой «Ревизора» Чичиков…

Распутин повесть «Судьба человека»

Чехов «Ревизор»

Когда американский миллионер умер, он так и не познал счастливой жизни.

Нескончаемая ведОмость народа

Набоков – писатель, произведения которого влекут как воды тихих омутов.

Авторская позиция выражается с помощью слов-маркеров все же, может…

Таких людей мы часто видим в обыденном мире и как бы задаемся вопросом: «все ли в порядке у него с головой?»Пожалуйста, подождите


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt