search
main
0

Вера Кострова, Нижний Новгород: Может, все-таки попробуем холопов из себя выдавить?.

Кого из нас не возмущает, когда чиновники, призванные, казалось бы, служить народу, относятся к гражданам, как бары к холопам? Думаю, трудно найти человека, равнодушного к проявлениям чиновничьей спеси.

Но, положа руку на сердце, разве мы сами не даем власти повод относиться к себе – как бы мягче выразиться – без должного уважения?

«Холопский» инстинкт имеет глубокие исторические корни. Убедиться в этом можно, читая нижегородскую летопись 17-18 века. Конкретнее, строки, посвященные воеводам, которых государь специальным указом единолично утверждал один раз в два года. В обязанность воевод входило обеспечение порядка на вверенной территории, своевременное осведомление населения о правительственных распоряжениях и наблюдение за исправным поступлением податей в государственную казну.

Городовым воеводам не полагалось определенного жалования, но, несмотря на это, воеводская служба считалась самой доходной, «корыстной» из всех служебных должностей. Неслучайно при дворе всегда было немало искателей воеводских мест. Удаленность от столицы позволяла цареву ставленнику пользоваться безграничной властью на вверенной территории и злоупотреблять служебным положением столько, сколько вздумается.

Показательно, что в царском указе о назначении воеводы (его читали вслух на центральной площади) ни слова не говорилось о поборах с населения в пользу власти, но уже при встрече посадские (жители города) подносили новому начальнику на блюде «въезжее». Крупные торговцы и церковные приходы «приветствовали» воеводу отдельно. «Въездная почесть» доставалась даже воеводскому дьяку и подьячим. Этого мало. Воеводской семье требовались и «всядневные харчи». Дармовую муку и зерно, как правило, доставляли «сошные крестьяне» из уездов, «пивные вари» и «винные браги» к столу – монастырские слободки, конский корм – ямщики, дрова на отопление воеводского дома – ремесленники Кунавинской слободки.

Но и это было еще не все. Со временем воевода устанавливал, помимо «всядневных», праздничные подношения: в Рождество его нужно было поздравлять гусями, в «Велик день» – поросятами, в Петровки – бараниной. Даже во время дней тезоименитства, держа под полой или в руках подарки, «поздравители» считали своим долгом толпиться на воеводском дворе.

Кроме того, воеводы любили сюрпризы (нерегламентированные дары), подносимые к новолетию, в честь Масленицы, Дмитриевской субботы (день поминания умерших), Филиппова заговенья, ледостава, первопутка, прилета грачей или жаворонков, в связи с оттепелью, первой порошей и «легким паром» (каждую субботу после бани). Люди говорили: «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода – принос». И учили друг друга: «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи – с подносом». Все дела (жалобы, иски, просьбы) решались только через воеводское расположение, а заслужить его было непросто. Как потрафить человеку, у которого есть все?

С той поры прошло без малого четыре века, но в отношениях к высшему чиновничеству мало что изменилось. Представители власти – «царевы ставленники» – любят подарки и подносы не меньше своих предшественников. А мы, «посадские» люди, всегда готовы их дарить. Нас хлебом не корми – дай выразить «воеводе» свою приязнь: ко дню ли рождения, к Новому ли году, к Женскому дню (воеводской жене) или мужскому (23 февраля).

Времена, конечно, изменились – не все толпимся на воеводском дворе, посылаем представителей: каждая солидная компания имеет сегодня если не целый отдел, то хотя бы сотрудника, ответственного за джиар (пиар – связь с общественностью, а джиар – добрые отношения с властью). В бюджет каждой фирмы и казенного учреждения на эту расходную статью деньги обязательно закладываются.

За две недели перед предполагаемым событием у джиарщика начинает болеть голова: что дарить воеводе, его дьяку или подьячему на этот раз? Особенно тяжко, когда «воевода» «тянет» не первый и не второй срок. Тут, хоть ты лопни, – ничего нового не выдумаешь. Накладки, конечно, случаются: то подарят шесть одинаковых корзин с посудою для пикника, то три меча самурайских. Часов швейцарских, ручек Паркер, ваз китайских каждый год по десятку несут, так что имениннику даже неловко – хоть собственный магазин подарков открывай.

Нет, раньше, что ни говорите, проще было: воевода сам разнарядку давал – чего, кому и сколько. А сейчас он и не просит и, вполне вероятно, даже не ждет, но мы уж так приучены – всегда рады власти потрафить. Эту привычку в нас каленым железом не вытравишь.

А может, все-таки попробуем холопов из себя выдавить? Какое, граждане, у нас столетье на дворе?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте