search
main
0

Великое наследие

Роль русской классической музыки

Наше государство стремится привлечь внимание общества к вопросам сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. «Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти наших предков, к каждой странице отечественной истории» – так сказал наш президент еще в 2014 году. Формирование ориентиров, о которых говорилось выше, начинается в стенах дошкольных учреждений. Мы, педагоги, опираясь на творчество, фантазию и сказку, призваны направить своих воспитанников к лучшим традициям культуры нашего народа.

Вклад, который может внести в этот процесс музыкальный педагог, сложно переоценить. В этой связи позвольте представить одно из высказываний В.Г.Белинского: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами, чью душу не томит, не волнует музыка, кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты, и дивится в ней только отделке, кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки, тот не человек». То, о чем говорит великий мыслитель, в наше время приобретает катастрофический размах. Низкопробная музыка заполонила телеэфир, этот бесконечный музыкальный диссонанс вводит детей в мир отрицательных эмоций, а хорошая музыка всегда являлась наилучшим способом привлечения к добру и красоте. Знакомство детей с произведениями блестящей плеяды русских композиторов является основным направлением моей работы.

В нашем учреждении проходит много мероприятий в контексте данной темы. Это сказки, поставленные на музыку русских композиторов, интегрированные занятия «Времена года», музыкальные гостиные. Во время карантина я подготовила и записала цикл видеоуроков о весне. Позвольте обратить ваше внимание на мероприятия, которые, на мой взгляд, являются наиболее интересными. Для начала я расскажу о музыкальной гостиной, которая венчает тематическую неделю «Осень» у детей старшего возраста. Ее проведение стало у нас уже своеобразной традицией.

Когда вокруг нас так величественно и гордо увядает природа и даже самые унылые картины вызывают вдохновение, мы с нашими воспитанниками говорим об осени. Весь праздник выдержан в едином стиле, на протяжении всего мероприятия звучит музыка П.И.Чайковского, М.И.Глинки, дети под музыку читают стихи русских поэтов. «Закружила листва золотая…» – звучат стихи Сергея Есенина, а после под чарующие звуки музыки М.И.Глинки дети кружатся в вальсе. Вместе с воспитанниками мы назвали его «Ветер в осеннем лесу». Великая музыка помогает нашим маленьким артистам на высоком эмоциональном уровне исполнять этот танец.

Далее дети и гости нашей музыкальной гостиной переместились в небольшую картинную галерею. Ребята заранее нарисовали картины осенней природы: золотую осень в ярких и теплых тонах, а позднюю осень, соответственно, в холодных и мрачных. В результате у нас получилась целая картинная галерея, которую мы расположили прямо в музыкальном зале. Сначала мы говорили о золотой осени с ее яркими, сочными красками, под Сентиментальный вальс П.И.Чайковского рассматривали картины И.И.Левитана, В.Д.Поленова, С.Ю.Жуковского, обсуждали приемы, которые использовали художники и композитор, чтобы создать нужное настроение, звучали строки И.А.Бунина «Лес, точно терем расписной…», а затем мы искали в нашей картинной галерее работы, соответствующие характеру музыки и стихов. Дети делали это с большим интересом, так как это были их работы.

Уважение, которое оказали им мы, педагоги, поставив их в один ряд с великими художниками, произвело на ребят очень большое впечатление. Далее мы перешли к поздней осени. Тоскливое, печальное настроение «Осенней песни» Чайковского, созвучное неуютной, безрадостной природе, стихи А.Н.Плещеева, А.А.Блока, работы А.К.Саврасова, И.И.Левитана, М.В.Нестерова настроили всех на другой лад. Прозвучала «Осенняя песня» Ц.Кюи в исполнении нашей воспитанницы, и ребята без труда определили, какие картины из нашей галереи соответствуют нужному настроению.

Наши гости всегда замечают атмосферу, которая царит в зале. Мы заранее настраиваем наших маленьких артистов и слушателей. Разговор о том, что им выпала большая честь выступать под музыку великих русских композиторов, вызывает у детей гордость, радость и благодарность за доверие, которое им оказали. Здесь же стоит поговорить о взаимодействии с родителями в данном направлении, ведь ни для кого не секрет, что работа, проводимая в стенах учреждения, малоэффективна без поддержки семьи. Поэтому считаю, что родителей стоит приглашать на такие мероприятия, чтобы вместе со своими детьми они прониклись чудесной атмосферой, почувствовали некое единение, тогда, может быть, следующим шагом будет совместное посещение музыкального театра или концерта классической музыки.

И еще одно мероприятие, на которое я бы хотела обратить ваше внимание, будет интересно в контексте патриотического воспитания. Праздник был посвящен героям Отечественной войны 1812 года.

Дети читали отрывки из стихо­творения М.Ю.Лермонтова «Бородино», слушали рассказ о войне, сопровождавшийся показом работ В.В.Верещагина, но это не произвело бы должного впечатления, если бы не музыка. Я решила использовать отрывки из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский». Реакция наших воспитанников оказалась очень неожиданной. Когда прозвучала фраза о том, как на борьбу с врагом поднялся весь русский народ и зазвучал хор «Вставайте, люди русские!», некоторые дети встали, а у особенно восприимчивых и эмоциональных в глазах стояли слезы. Позже я спрашивала у ребят: «Почему же вы плакали, неужели вам было так грустно?»

И один мальчик дал мне очень интересный ответ: «Нет! Не грустно, у меня была такая радость, что слезы сами появились!»

Вот такие моменты я считаю самым ценным результатом своей работы. Когда на экране появились портреты героев войны и зазвучал романс «Молодым генералам», девочки представили хореографическую композицию-посвящение с букетами. Наши барышни настолько прониклись рассказом об этих замечательных людях, что очень трогательно и с большим чувством исполнили этот танец. Ну а в заключение в честь нашей победы над врагом зазвучал хор из оперы Глинки «Иван Сусанин» «Славься!». Практически в едином порыве встали и дети, и наши гости. Это не было запланировано, отрепетировано. Музыка воистину творит чудеса!

Русские композиторы, поэты, художники и писатели создали великую культуру, которой восхищается весь мир. Мы являемся ее наследниками и должны сохранить великое сокровище, полученное нами от предшествующих поколений. Поэтому, если мы будем профессиональны, искренни, неравнодушны, «в душах наших детей расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, и засветит тот огонь, что светил автору».

Елена ЯХНЕНКО, учитель музыки школы «Свиблово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте