Несомненно, грамотность сегодня трактуется гораздо шире, чем несколько десятков и тем более сотен лет. Если раньше под грамотностью понималось классическое умение писать и читать, то сегодня, говоря о грамотном человеке, мы включаем в это понятие и грамотность финансовую, и юридическую, и компьютерную, и даже экологическую грамотность.
Если говорить о грамотности нашей речи, то самые существенные трансформации, которые происходят в обществе, касаются именно коммуникаций и общения. Безусловно, то, что мы все сегодня стали активными пользователями информационных технологий, изменяет наше восприятие окружающего мира и наше поведение. В обществе часто звучат слова о том, что Интернет несет значительное количество рисков для наших детей и будущих поколений, что он испортил и продолжает портить русский язык, и в Международный день грамотности я бы хотела разобрать популярные мифы, связанные с этими высказываниями. Русский язык vs ИнтернетПервый миф – Интернет безнадежно портит русский язык. Когда мы берем в руки наши гаджеты или садимся за компьютер, мы с вами понимаем, что основная задача – это максимально быстрая и эффективная коммуникация. Для достижения этой задачи мы порой пренебрегаем классическими правилами письменной речи, используя новый язык и новые правила. Цифровая коммуникация – это иная коммуникация, к которой нельзя применять правила классического устного или письменного русского языка. В цифровой коммуникации значительное количество сокращений, упрощений, смайликов, эмодзи и других электронных объектов (фотографии, видео, аудио и т. д.). 20 лет назад академик Виталий Григорьевич Костомаров, ныне президент Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина, написал первую работу о так называемых дисплейных текстах. Он говорил о том, что тексты, представленные на экранах, должны рассматриваться как особое коммуникативное явление. Сегодня мы говорим о том, что интернет-коммуникация – это новый вид общения, который филологам и лингвистам еще только предстоит изучить. Поэтому к нему нужно относиться как к расширению возможностей в современном мире, нужно изучать это явление, обучать детей и взрослых стилистической грамотности и уместности типов общения в зависимости от коммуникативной ситуации. При этом не стоит забывать, что многие вещи, которые эффективны и уместны в Интернете, конечно, ни в коей мере не могут быть применены в классической школьной или академической среде. Чтение: бумажная книга vs электроннаяСледующий миф утверждает, что Интернет якобы способствует потере интереса к чтению у детей. Да, нынешнее поколение называют поколением digital native – «рожденными цифровыми». Поколение, которое сначала приобретает навык работы с гаджетами и только потом постепенно начинает писать и читать. Это говорит о том, что перед педагогами и психологами стоит грандиозная задача описания современного поколения детей. Периодизация психического развития, предложенная Львом Семеновичем Выготским в прошлом веке, конечно, уже не применима к современным детям. Они характеризуются качественными изменениями когнитивной и коммуникативной сферы, оперативная память у них меньше, и нынешние дети обладают «клиповым мышлением», традиционное чтение дается им с большим трудом. Однако нельзя сравнивать классическое чтение с электронным чтением, так же как нельзя напрямую применять правила письменных текстов, жанров к электронной переписке. Электронные книги, безусловно, дают новые возможности – это гиперссылки, погружение в новые пласты информации, визуализация содержания и др. В качестве положительного примера приведу проект «Живая книга», который перевел в электронный формат произведение Льва Толстого «Война и мир». Это не только текст, но еще масса слоев, благодаря которым можно получить лингвистические и исторические комментарии, перевод с французского языка, можно обратиться к видеофрагментам фильмов, к аудиозаписям тех или иных мест в тексте. Эту книгу уверенно можно назвать «чтением завтрашнего дня». Новые возможности электронной книги отвечают интересам, возрастным и психологическим особенностям современных детей (например, умение быстро воспринимать большие пласты информации и неумение надолго концентрироваться и т. д.). Нужно ли идти на поводу у этих особенностей детей или все же стоит заставлять их идти традиционным путем? Конечно, это вопрос для психологов и педагогов, но, если мы хотим следовать современным тенденциям, мы не можем не учитывать возможности электронного чтения, в том числе и для развития интереса к чтению классических бумажных книг.Внедрение электронных учебников в систему образования – это перспективное явление. Лаборатория нейромаркетинговых исследований Института Пушкина сейчас ведет исследование того, как современные дети воспринимают информацию, предъявленную на экране, и как они воспринимают информацию, представленную в бумажных учебниках. Результаты этих исследований говорят о том, что большинство классических учебников, использующихся в наших школах, являются неэффективными и неадекватными для восприятия современными детьми: информация слишком густо представлена на странице, либо мелким шрифтом, либо с изобилием различных шрифтов и виньеток, засоряющих страницу, вдобавок к этому учебники содержат картинки, которые не воспринимаются современными детьми.Электронный учебник должен быть не просто PDF-версией обычного учебника. Если мы говорим про обучение при помощи дисплейных технологий, то и контент должен быть принципиально новым, разработанным коллективами компетентных ученых с учетом специфики современных детей. Я верю, что это путь к повышению эффективности обучения.Современный электронный учебник – это целый электронный мир, электронная образовательная среда. И в отличие от традиционного учебника информация представлена в нем нелинейно. Это иной принцип организации обучения, с возможностью уровневого распределения знаний и индивидуализации образовательной траектории, возможностью подстраивать образовательный контент под интересы каждого ребенка: один ребенок – одна образовательная программа.Образование: онлайн vs академическоеТретий миф посвящен соотношению электронного обучения и академического образования. Этот миф, как мне кажется, препятствует развитию компьютерной грамотности среди людей. Действительно, среди консервативно настроенных педагогов есть позиция, что хорошее и качественное обучение возможно только в традиционной классно-урочной системе, но есть статистика, которая говорит о стремительном росте дистанционного сектора образования. Современный человек хочет учиться тому, что нужно именно ему, в том месте и в то время, где ему удобно. Все эти возможности предоставляет электронное обучение. Интернет служит эффективным инструментом популяризации изучения иностранных языков. И сегодня в Интернете можно изучать не только популярные европейские языки, но и языки, которые некоторыми считаются особо сложными, – китайский, корейский, японский. Примеров того, что у такого обучения огромные возможности и большое будущее, множество. За последние годы крупные национальные языковые институции, такие как Институт Гете, Институт Сервантеса, Институт Конфуция, запустили собственные онлайн-ресурсы. Развивая портал «Образование на русском» (pushkininstitute.ru), Институт Пушкина следует духу времени: ведь активное освоение онлайн-рынка, по оценкам экспертов, к 2021 году может удвоиться. «Образование на русском» предоставляет доступ к качественным знаниям для изучения русского языка. На сегодняшний день портал посетили уже 63 миллиона человек, среди которых жители даже Мадагаскара, Уганды, Австралии и других, более близких к нам географически стран. Надеюсь, что все те возможности, которые сегодня дарят нам Глобальная сеть и технологический прогресс, уже в скором времени станут неотъемлемой частью не только жизни повседневной, но и жизни профессиональной. Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина
Комментарии