search
main
0

Великие таланты

Что мы можем предложить особому ребенку? Прежде всего эмоции - положительные и побуждающие

В настоящее время одним из приоритетных направлений работы современной образовательной организации считается комплексный подход к процессу обучения, воспитания и коррекции, где центральное место отводится ребенку с особыми образовательными потребностями.

 

 

Система эффективного обучения, воспитания и коррекции невозможна без создания специальных образовательных условий, в основной перечень которых входят адаптация программы под нужды каждого ребенка, ее вариативность, обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, использование специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, специальных учебников, учебных пособий, технических средств обучения, создание специальных условий, например для индивидуализации обучения.

 

 

Успешная реализация образовательной программы для детей с ОВЗ зависит от скоординированного взаимодействия всех участников образовательного процесса и соблюдения принципа комплексного подхода к организации учебной деятельности. Учителя, специалисты школьной службы психолого-педагогического сопровождения и, безусловно, родители – полноправные участники образовательного процесса. Только в единстве взаимодействия и требований можно достичь больших и прочных результатов.

Истину слов советского и российского ученого доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира Ивановича Лубовского: «Где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции, – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» – подтверждает практический опыт педагогов, работающих с особыми детьми.

Положительный и успешный опыт социализации и интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество есть, и он многообразен. Трудовая деятельность, творчество, спорт, общественно полезные дела, общение – это то, что при единстве подходов школьного и семейного воспитания дает положительные результаты. Что мы можем предложить особому ребенку? Прежде всего эмоции – положительные и яркие, побуждающие и успокаивающие. Может быть, что-то и недоступно особым детям, но очень многое они могут, а очень многому мы, родители и специалисты, можем их научить.

Еще один выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский сформулировал принцип единства интеллекта и аффекта: познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой. Мышление и аффект представляют части единого целого – человеческого сознания. В учебном процессе или во взаимодействии с ребятами необходимо эмоционально окрашивать информацию, делать ее запоминающейся. К сожалению, не все дети с особыми образовательными потребностями умеют правильно считывать и дифференцировать эмоции (например, учащиеся с РАС). Этому тоже надо целенаправленно учить ребят, что является отдельной большой работой педагогов, специалистов и родителей.

Эмоциональному развитию способствуют принципы театральной педагогики. Одним из любимых видов организации детского досуга для любого классного руководителя является посещение театра. И дети с интеллектуальными нарушениями не исключение. Перед выходом проводится большая подготовительная работа. Вместе с педагогом и учащимися в театр ходят, конечно, и родители. Серьезные постановки для детей с особыми образовательными потребностями к восприятию затруднительны, но вот любимыми могут стать кукольные и музыкальные спектакли. Сказочные миры, представленные на сцене, поднимают настроение, раскрывают положительные эмоции, наполняют позитивом и добром.

Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский в течение 20 лет занимался проблемой изучения индивидуальных особенностей детей. Он говорил: «Сотни наблюдений привели к выводу: в момент удивления вступает в действие какой-то стимул, который будит мозг и заставляет его усиленно работать». Посещение театра – это всегда чудо!

Еще одно направление, которое можно успешно реализовать в работе с особенными учениками, – это участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, где особые дети могут добиваться высоких результатов наравне с нормотипичными школьниками. Ни для кого не секрет, что учащиеся с нарушениями интеллекта могут быть успешны в спорте, декоративно-прикладном творчестве, изобразительном искусстве, иметь музыкальный слух, прекрасно танцевать и петь. В номинациях «Художественное слово», «Сценическое искусство» они нередко занимают призовые места.

Гораздо сложнее, а иногда и невозможно таким учащимся добиться весомых результатов в различных интеллектуальных конкурсах. Но это не значит, что не надо в них участвовать. Проявить свои таланты особым детям дает Открытый московский фестиваль «1+1: равные условия – равные возможности». Ежегодно школьники успешно участвуют в различных номинациях этого фестиваля, который не перестает удивлять творческими находками организаторов и педагогов. А дети? Дети – великие таланты! И здесь необходимо остановиться на номинации «Культурно-познавательный маршрут».

В прошлом году ученики с особыми образовательными потребностями, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, наравне с другими ребятами работали над составлением маршрута «Москва моя, в веках ты стала краше!», что стало для них запоминающимся и увлекательным занятием – искать интересную информацию о своем городе, составлять вопросы для викторины, пройти потом вместе с интеллектуально сохранными ребятами весь намеченный путь от начала до конца. Сколько было открытий, новых знакомств! У кого-то завязались дружеские отношения. Ключевой момент – интеллектуальная викторина. Накал страстей и эмоций! Конечно, здесь самое главное – это интеграция, то, что ребята стали командой, единым целым, они не боялись рассуждать, давать свои ответы, принимать поддержку друг друга. Все понимали, что делают общее дело! Безусловно, на каждом этапе особым детям помогали родители, без их поддержки невозможно добиться успеха.

Сопровождение в воспитании и социализации обучающегося с интеллектуальными нарушениями в школе происходит по трем направлениям:

– в образовательном процессе: на уроках, коррекционных курсах, в кружках и секциях;

– в общественной среде школы: ученическое самоуправление, общешкольные и общеклассные мероприятия;

– во внешкольном социализирующем пространстве: социальные проекты, акции.

Специфика работы с особым контингентом учащихся предполагает индивидуальный и дифференцированный подход, системность и последовательность работы по гармоничному развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

При поддержке семьи, в сотворчестве с учителями-дефектологами во внешкольном социализирующем пространстве проводится серьезная работа по формированию гражданина общества через участие детей в значимых городских мероприятиях Департамента образования и науки города Москвы. Например, Московский чемпионат «Абилимпикс», проект «Профессиональное обучение без границ» – это для особых детей не просто участие, а жизненно необходимые предпосылки к будущей профессии.

Фестивали и конкурсы спортивной и патриотической направленности, экологического, духовного и трудового воспитания, мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности необходимы детям. Все это узнать, освоить, попробовать, понять, а иногда и просто запомнить – задача единого подхода школьного и домашнего воспитания. Сотрудничество и плотное взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процессов при обучении детей с интеллектуальными нарушениями обязательны!

Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Он справедливо утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Единство требований к обучению и воспитанию ребенка – это целенаправленное воздействие семьи и школы на развитие нравственной, трудолюбивой и здоровой личности. Это создание особого пространства, где каждый гражданин имеет равные возможности для получения качественного образования – не только нормотипичные учащиеся, но и дети с ОВЗ разных нозологических групп, в том числе и с интеллектуальными нарушениями.

Образовательное учреждение консолидирует свои кадровые ресурсы и материальные возможности, использует традиционные и передовые технологии для обучения каждого ребенка с целью его успешной социализации и адаптации в обществе, и огромная роль здесь отводится сотрудничеству с семьей.

Успешное взаимодействие, сотрудничество, объединение усилий семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряют процесс социализации. Школа и семья – союзники, ведь дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее.

Екатерина ГАМОЛЬСКАЯ, Наталья СЕРЫШЕВА, учителя-дефектологи школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте