Под занавес учебного года в Воронеже состоялось событие, которое, казалось бы, напрашивалось давно, но произошло впервые и только сейчас. Представители частных школ региона собрались на свой первый форум под названием «Вектор современного образования».
До этого никаких подобных мероприятий в регионе не проводилось, да и вообще мало кто задумывался о том, сколько частных школ работает сегодня в городе-миллионнике. На форуме эта информация прозвучала. Оказалось, что в Воронеже и области 13 частных школ, самая первая – «Светлана» – открылась в 1991 году и до сих пор дает детям дошкольное и начальное общее образование. Организаторы мероприятия пообещали к следующей встрече подготовить полную хронологию развития частного образования в регионе, что было встречено участниками с большим одобрением.
Кстати, первый форум собрал не очень много представителей: четыре частные образовательные организации – школы «Мариоль», «Алиса», «Здоровый ребенок» и «Вектор». Общение происходило на площадках «Вектора», а заместитель директора этой школы Наталия Киреченкова, также возглавляющая Комиссию по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области, была ведущей и одним из организаторов форума.
Кроме представителей образовательных организаций во встрече участвовали студенты и преподаватели Воронежского государственного педагогического университета, а также начинающие педагоги школ города. По словам Наталии Сергеевны Киреченковой, одной из целей форума было знакомство студентов-старшекурсников педагогических специальностей с частным образованием, которое есть в регионе. Результаты предварительно проведенного исследования показали, что студенты не знают, какие частные школы существуют в городе, в чем их отличия, по каким методикам они работают и т. д.
– Второй посыл заключался в том, чтобы в ходе знакомства студенты и школы могли найти друг друга и, возможно, выстроить взаимодействие на будущее. А третий, не менее важный, момент – необходимость собрать частные школы и договориться о совместном взаимодействии в течение учебного года, – пояснила Наталия Сергеевна.
Программа форума включала в себя три этапа: представление школ, решение проблемного кейса, заявленного каждой образовательной организацией, и обсуждение проблем образования в современном формате «мирового кафе». Первый этап прошел на ура, каждая школа решила воспользоваться тем, что «нас сегодня не 13, а всего четыре!», и с удовольствием рассказывала о своих достижениях, отличиях от других, а заодно озвучивала проблемы будущего кейса, который предстояло решить. Так, директор Монтессори-школы «Алиса» Александр Могилев предложил к обсуждению тему любви и ответственности педагога, который, с одной стороны, любит детей, а с другой – несет за них ответственность. Как это реализуется вместе в конкретном педагоге и что получается на практике?
Заместитель директора школы «Здоровый ребенок» Елена Владимировна Карецкая попросила предложить решения для конкретной ситуации, которая может сложиться практически на любом уроке. По итогам изученной темы педагог предлагает ученикам выполнить итоговое задание в разных форматах, но с обязательной визуализацией. В итоге кто-то сделал макет, кто-то – презентацию, а один ученик просто подготовил письменный доклад. Поделки и макеты учитель разместил на выставке, а письменного доклада там не оказалось. Когда ученик спросил, почему его доклад не выставили вместе с работами других ребят, учитель ответил, что ученик неправильно выполнил задание, поэтому выставлять его не будет. Вопрос для обсуждения: «В чем прав и не прав учитель и как должен был поступить?»
Практически ориентированным оказался кейс от школы «Вектор». Так как в каждой школе есть свои принципы и ценности, это обязательно должно учитываться при приеме нового сотрудника. Поэтому возникает проблема: как выстроить процесс найма учителя, чтобы не ошибиться и понять, поддерживает ли он существующие ценности? Вот такая непростая задача.
По словам Наталии Сергеевны, на форуме обсуждалось много других проблем, которые хоть и не вошли в основную программу, но оказались не менее важными. Например, создание ассоциации частных школ, с одной стороны, вроде бы вещь нужная, а с другой – вызывает много вопросов.
– И хотя вопрос создания ассоциации пока остался открытым, мы договорились встречаться. С большим воодушевлением было принято предложение по созданию совместного плана работы частных школ на следующий учебный год, куда войдут театральный фестиваль частных школ, а также чемпионат по шахматам, общие туристические походы и образовательные экскурсии. Вообще предложений было много. Есть темы, которые в одиночку решать сложно. Например, частные школы сегодня не допускают к участию во всероссийских школьных олимпиадах. Можно ли поднять этот вопрос и как-то решить его?
– Мы договорились, – продолжает Наталия Сергеевна, – еще собраться и пригласить те школы, которые в первый раз не смогли прийти. Одним из предложений было создание педагогической мастерской для педагогов частных школ, где можно будет говорить о важных педагогических или воспитательных аспектах. А преподаватель Воронежского государственного педагогического университета, которая была на встрече, сказала, что для вуза это событие тоже очень важное, они хотели бы войти в наше информационное пространство, чтобы сделать такой форум традиционным и, возможно, проводить его на базе педагогического университета. Считаем, что это очень интересная и полезная идея.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж, фото автора
Комментарии