search
main
0

Вечно живые

Поэты уходят, стихи остаются

Имена многих поэтов вписаны в историю русской литературы, что называется, золотыми буквами. Стоит обратиться к Пушкину и Лермонтову, Есенину и Маяковскому, Гумилеву и Мандельштаму, на ум сразу приходят бессмертные строки их стихов, знакомые с детства. Отдельные факты биографий тоже вспоминаются. И, конечно, преждевременная гибель великих… Увы, не всех поэтов помнят столь хорошо – безжалостное время с годами стирает ценные подробности прошлого. Однако бороться с забвением можно. И этим на протяжении уже нескольких лет успешно занимаются московские литераторы, регулярно проводящие чтения «Они ушли. Они остались», где звучат стихи молодых поэтов, покинувших земной мир в последние десятилетия.

Появился этот замечательный культурный проект в 2012 году. В качестве его основателей выступили поэт, критик и редактор отдела науки и культуры «Учительской газеты» Борис Кутенков, а также журналист и культуртрегер Ирина Медведева. Для Медведевой литературные чтения «Они ушли. Они остались» имели особое – личное – значение: одним из первых героев проекта стал ее сын Илья Тюрин – талантливый и многообещающий поэт, чья жизнь трагически оборвалась в девятнадцатилетнем возрасте.
Лирические подборки Ильи Тюрина и других молодых стихотворцев, умерших в 1990‑х годах и начале XXI века, вошли в первый том антологии «Уйти. Остаться. Жить», увидевший свет в 2016‑м. Недавно появилось ее долгожданное продолжение – второй том, на страницах которого представлены стихи поэтов, ушедших в мир иной в 1970‑х и 1980‑х годах. Список имен оказался настолько обширен, что составителям пришлось разделить второй том на две отдельные книги.
Произведения каждого стихотворца предваряют его краткая биография и фото, а за ними в свою очередь следуют статьи: современные литераторы – известные поэты, прозаики, критики и литературоведы – делятся мыслями о творчестве покинувших этот свет авторов. Как и в первом томе, статьи разнятся по своему содержанию: кто-то предпочел просто добрым словом вспомнить ушедшего близкого человека, с которым был хорошо знаком, а кто-то решил детально разобрать отличительные черты лирики рассматриваемого поэта. Надо признать, литературоведческая составляющая второго тома антологии оказалась значительно глубже, нежели в первом томе. Критики пишут об особенностях стиля рассматриваемых стихотворцев, выделяют ключевые темы их творчества, пытаются встроить произведения умерших поэтов в литературный контекст. К примеру, екатеринбургский поэт и критик Константин Комаров проводит любопытные параллели между стихами Владимира Маяковского и умершего в 1970‑м девятнадцатилетнего поэта Бориса Габриловича. Поэзию ленинградца Леонида Аронзона анализируют опытные литературоведы Илья Кукулин и Валерий Шубинский. Уровень стихотворений Аронзона сопоставляется ни много ни мало с масштабами лирики Иосифа Бродского. Отдельных молодых стихотворцев, ушедших в семидесятых и восьмидесятых, будут сравнивать помимо Маяковского и Бродского с Пастернаком, Мандельштамом, Тютчевым и другими общепризнанными величинами. Кто знает, быть может, если бы судьбы героев антологии не оказались настолько трагичны, а их жизни не измерялись неполными двумя или тремя десятилетиями, пантеон самых славных русских поэтов сегодня был бы гораздо шире. Впрочем, автор предисловия к книге Марина Кудимова призывает такие мысли в сослагательном наклонении высказывать с осторожностью, отмечая, что «смерть до наступления «возраста дожития», старости, ко­торая способна безжалостно уничтожить все упования и анонсы, автоматически добавляет на весы дарования лишние килограм­мы. «Подающего надежды» она возводит на пьедестал надежд сбывшихся и превращает авансы в долги оставшихся перед памя­тью ушедшего. Особенно касается этот щекотливый момент тех, кто свел счеты с жизнью по своей воле».
Судьбы стихотворцев, чьи подборки вошли в антологию, решительно не похожи друг на друга. Чью-то биографию оборвала тяжелая болезнь, кто-то умер по стечению случайных роковых обстоятельств, а кто-то сам свел счеты с жизнью. Одних долгое время не печатали и не ценили, литературная судьба других, напротив, казалась счастливой. Одни имена становятся открытием для сегодняшнего широкого читателя, другие знакомы едва ли не каждому. «Звезду полей» Николая Рубцова мы найдем в учебнике литературы за шестой класс, а его «Букет», положенный на музыку и ставший одним из главных шлягеров Александра Барыкина, иногда звучит в караоке-барах. Прямая ассоциация с Геннадием Шпаликовым – поставленный по его сценарию легендарный фильм «Я шагаю по Москве». В числе знакомых большинству читателей персонажей книги будет и Александр Башлачев. Некоторые захотят поспорить: СашБаш в первую очередь рок-музыкант, а никак не поэт. Однако литературный критик Ольга Балла, рассуждая о творчестве Башлачева в эссе «Легко улетать», объясняет: «И все-таки он был именно поэтом. Вот это несомненно. Музыка его, пожалуй, в отрыве от слов существовать не смог­ла бы». Однако немало в антологии и тех, чьи имена малоизвестны. Михаил Фельдман, Ефим Зубков, Наум Каплан… И за открытие, и за сохранение этих и многих других имен ушедших поэтов, за сбережение их творческого наследия составителям сборника – Борису Кутенкову, Николаю Милешкину и Елене Семеновой – хочется сказать отдельное спасибо. К слову, благодаря их стараниям у проекта «Они ушли. Они остались» вскоре появится своя небольшая библиотечка – отдельная книжная серия, в которой будут издаваться авторские сборники стихов молодых поэтов, покинувших этот свет в разные годы. Первой ласточкой станет книга Владимира Полетаева, погибшего почти пятьдесят лет назад.
Говорят, человек жив, пока о нем помнят. Он жив в сердцах других людей. А ушедшие поэты будут живы, пока читают их стихи. Хотелось бы, чтобы эта жизнь была вечной…

Уйти. Остаться. Жить. Антология литературных чтений «Они ушли. Они остались». Т. II. В 2 ч. / Сост.: Б.О.Кутенков, Н.В.Ми­лешкин, Е.В.Семенова. – М. : ЛитГОСТ, 2019.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте