search
main
0

Вечно новые классики Аксиомы Песталоцци

Аксиома 26

Господи, когда же наконец мы бросим эту жалкую привычку все решать пустыми словами и жертвовать благосостоянием народа ради всяких химер. В мире главное, чтобы люди, которые должны что-нибудь делать, приучались рассматривать свои обязанности как свое собственное дело.
Конечно, общая внутренняя цель каждого государственного строя, равно как и всякого воспитания, в том, чтобы человек в течение своего непродолжительного существования был хорошо обеспечен. Простолюдину в стране, однако, мало что помогает, если его князь не чувствует, что это именно его дело хорошо обеспечить этого человека.
Чем расчетливее ведут свои дела вест-индские плантаторы, тем лучше они содержат своих рабов, и, бесспорно, плантаторы вообще кормят и содержат своих рабов так заботливо и предоставляют им столько ободряющих и успокаивающих жизненных благ, что простой европейский крестьянин во многих и многих местностях находится в несравненно худшем положении, чем эти люди. Но, конечно, верно и то, что степень благосостояния и счастья этих рабов зависит от того, в какой мере правильно оценивает их хозяин свои собственные выгоды.
Это приводит тебя в дрожь, добрый гражданин священной Римской империи, чувствительный к своей свободе! Ты возражаешь, хитрый французский юрист, ты чванишься, помещик-дворянин, владеющий деревней, и ты начинаешь трубить о том, как хорошо твоим подчиненным, благородный представитель одной из тысячи разновидностей чиновничества?
Но, милые люди, чувствительные людишки, вы слишком трусливы. У кого все достояние, у кого стол и постель построены на том, чтобы уметь правильно считать, тот обыкновенно легко и хорошо научается всему этому.
Поэтому судьба вест-индских рабов заметно улучшается, и их благосостояние, невзирая на тяжелое положение, соответствующее их наименованию, способно внушать удовлетворение и успокоение. Как я уже сказал, их положение значительно лучше того, в котором в разных местах Европы находится простой люд.
Правда, если бы блеск монархов и чиновников, и их подчиненных всюду также зависел от умения правильно считать, как от этого зависит благополучие плантаторов и рабовладельцев, если бы монархи, чиновники и полчища их ученых слуг – философов и нефилософов – рассматривали крестьян с таким же благоразумием, как это делает плантатор по отношению к своим рабам, т. е. рассматривали их как товар, плохое состояние которого непосредственно отзывается на их кошельке, то простой народ повсюду был бы обеспечен гораздо лучше, чем это сейчас имеет место, и воспитание граждан и крестьян при таких обстоятельствах, несомненно, вскоре улучшилось бы против нынешнего. Но наши всемирные мудрецы витают в облаках, наши князья живут на высотах, с которых они не обращают внимания на явления простой жизни, а поэтому и не могут учитывать их.
Зато и народ, который телом и душой следует за такими вождями, не привык при воспитании своих детей обращать внимание на их внутренние свойства, как это делает купец по отношению к своему товару.
Если бы это имело место, тогда повсюду лучше заботились бы о внешних условиях, в которых живет народ, для того чтобы его внутренние качества не пострадали, подобно тому как всякий купец должен поступать с товаром, хорошим или дурным. И тогда воспитание скоро оказалось бы на правильном пути.
Но там, где этого нет, там народ разлагается, и немногие, которые блещут среди кучи, похожи, выражаясь языком Востока, на могилы, которые извне приукрашены, но внутри которых находится вонючая падаль.

Материал предоставлен В.КУМАРИНЫМ

Продолжение в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте