Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вечная история: кадровый дефицит. Образование в России сто лет назад

Учительская газета, №16 от 15 апреля 2003. Читать номер
Автор:

В 1899 году в нашей стране проживало 126,4 миллиона человек. Общее число преподавателей составляло 113984 человека, в том числе 22879 женщин. Количество учащихся – 3801133, из них 831544 – женского пола.

В это время в России ощущался серьезный недостаток учителей и учительниц для начальных училищ. Он был настолько ощутим, что в некоторых местах начальные училища вовсе не открывались. Желающие обучаться и их близкие должны были сами приспосабливаться к этим трудностям. Зачастую детей устраивали к родственникам или знакомым, живущим в уездных городах.

Для увеличения преподавательского состава 31 марта 1900 года министр просвещения в срочном порядке утвердил «Правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц». Согласно этим правилам, мужские курсы открывались при городских училищах, а женские – при женских гимназиях, но только там, где были опытные преподаватели и удобные для проведения занятий помещения.

На эти курсы принимались молодые люди, достигшие 16 лет, и девицы, достигшие 15-летнего возраста. От поступающих требовались знания курса городского училища или трех низших классов женских гимназий. Продолжительность обучения на курсах составляла один год. Слушатели и слушательницы проходили педагогику и дидактику начального обучения и стажировались в школах. Руководили курсами директора и инспектора народных училищ.

На содержание каждого из таких курсов Министерство просвещения отпускало по 1 тысяче рублей (сумма достаточно внушительная, если вспомнить, что в то время можно было сытно пообедать за 10 копеек). Из этих денег 120 рублей составляла зарплата заведующего курсами, 780 рублей – зарплата преподавателей и 100 рублей уходило на учебные и хозяйственные нужды.

Еще один приказ Министерства просвещения, датированный 1900 годом, касался ознакомления учеников средних учебных заведений с новой метрической системой, принятой за границей. Рекомендовалось приобретать для училищ коллекции новых мер и весов, «упражнять» учащихся в математических задачах на перевод русских мер (верст, сажен, вершков, пудов, ведер и проч.) в метрические и обратно. Это делалось для облегчения грядущего введения в России метрической системы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту