search
main
0

Вдохновляя на полет

Практики педагогического наставничества

В школе №2009 молодым педагогам всегда рады. С сентября 2017 года на кафедре учителей начальной школы ведется целенаправленная последовательная работа с молодыми сотрудниками, которая регламентируется Положением о практике педагогического наставничества и работе со специалистами, начинающими педагогическую деятельность.

Система наставничества позволяет руководству образовательного учреждения качественно решать задачи профессионального становления молодых специалистов и уже в первые три года работы включать их в процесс проектирования своего профессионального пути.

Мы внимательно относимся к вопросу выбора наставника для молодого специалиста. Современным наставником может быть не каждый учитель. Во-первых, это должен быть человек, у которого есть искреннее желание быть наставником и внутреннее стремление способствовать профессиональному росту специалиста. Важны доброе, сердечное желание и готовность самого человека инвестировать свое время в развитие другого. Искренность, сонастроенность, готовность к диалогу и сотрудничеству, способность видеть личность человека – тот фундамент, на котором выстраивается продуктивная межличностная и профессиональная коммуникация.

Сегодня в школу приходят грамотные, творческие, активные девушки и юноши. Анализируя опыт трех лет, мы попробовали выявить и описать условия продуктивного взаимодействия в паре «наставник – наставляемый».

Молодые коллеги, которые обладают инициативой и умеют достигать поставленных целей, готовы к обучению у старших коллег.

Какие условия нужно создать, чтобы молодой педагог прошел именно свой путь в том темпе, который ему необходим, раскрывал свой педагогический потенциал и, делая маленькие практические шаги, оставался доволен промежуточными результатами деятельности?

Важно на конкретных примерах и ситуациях, возникающих на уроках и во внеурочной деятельности, помочь коллеге научиться связывать ежедневный новый учительский опыт с уже имеющимся жизненным и педагогическим опытом, помогать распаковывать багаж теоретических навыков и умений, приобретенных в вузе.

При неудачах, затруднениях важно обращать внимание молодого педагога на то, какую ценность несет ему данное событие, задавать вопросы о том, какие он планирует принимать решения, на что опирается внутри себя при совершении тех или иных действий. Важно говорить о том, что может быть препятствием для достижения желаемого результата, а что, наоборот, может стать стимулом для освоения новых профессиональных навыков и применения их на практике.

Самостоятельная рефлексия педагогов может быть организована в виде индивидуальной работы (написание эссе, ведение дневника самонаблюдения) или в формате групповых занятий, например тематических встреч-дискуссий. В любом случае рефлексия позволяет каждому участнику профессионального сообщества осознавать свою позицию, встраивать новое в свою картину мира и повседневную профессиональную деятельность. С точки зрения эффективности процесса взаимообучения ситуация групповой работы помогает участникам анализировать, насколько успешно они осваивают необходимые профессиональные навыки, в чем возникают сложности, в чем успех каждого.

Стартом педагогической деятельности принято считать время начала работы в образовательном учреждении. Но к этому моменту многие педагоги, приходящие в школу, уже имеют опыт частной практики, интересные мысли и смелые замыслы. У каждого из них много идей, которые они хотят воплощать на практике. Профессиональная педагогическая поддержка начинается с диалога, с обращения к педагогу с вопросом о его профессиональных интересах, обращения к размышлениям о ценностях и смыслах. Это становится фундаментом мотивации в педагогическом проектировании.

Организованное профессиональное общение (тематические обучающие встречи, проблемные дискуссии и неформальная коммуникация) – аспект эмоциональной вовлеченности сотрудников, развития желания молодых коллег предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение целей организации.

Для формирования профессиональных навыков важны поддерживающая среда, атмосфера сотрудничества, взаимной поддержки и помощи (при необходимости), а также взаимные конструктивные отзывы.

Мы стараемся создать такую атмосферу, когда:
– запрашивать помощь друг у друга не страшно;
– взаимообучение приветствуется;
– принято предоставлять обратную связь, опираясь на сильные стороны, показывать, обращать внимание на то, что особенно хорошо получается, подсказывать, где есть какой-то ресурс, но он не используется;
– проявление педагогической инициативы поддерживается и поощряется.

Совместная деятельность в формате «равный – равному» помогает молодым педагогам занять активную позицию, наладить взаимодействие внутри малой группы, активно применить на практике полученные знания, повышая педагогическое мастерство. В групповой работе происходит развитие коммуникативных и других мягких навыков.

Взаимодействие в малой группе – это создание среды для проявления, раскрытия и поддержания навыков профессиональной инициативы и проектной деятельности в длительной перспективе.

Наблюдение, личные беседы и профессиональные консультации позволяют выделить три ролевые позиции молодых педагогов, которые определяют личные задачи участия в том или ином педагогическом проекте и запросы к коллегам и наставникам:
– педагоги, которые хотят общаться с коллегами для взаимного профессионального обогащения и развития своих направлений проекта;
– педагоги, которые расширяют свой личный кругозор и профессиональные компетенции самостоятельно, смотрят на то, что и как делают коллеги внутри профессионального сообщества школы, и учатся у коллег из других областей;
– педагоги, которые стремятся к осознанному развитию компетенций, необходимых для решения актуальных профессиональных задач.

Педагог продумывает и реализует тот или иной педагогический проект из определенной ролевой позиции. Для меня как руководителя «Мастерской педагогических проектов» важно понимать динамику движения каждого участника, чтобы принимать адекватные управленческие решения по руководству группой в целом, индивидуальному консультированию и продуктивному и качественному сопровождению проектов.

Для развития потенциальных возможностей человека важны атмосфера радости, ситуации доброжелательного и искреннего общения, взаимоуважения, поддержки и возможности учиться друг у друга. Мы с радостью создаем такую атмосферу, которая вдохновляет и открывает нам новые горизонты смыслов профессиональной деятельности.

Галина ХИЖНЯКОВА, педагог-психолог школы №2009

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте