Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Успешная школа

Вдохновляя других мечтать о большем

Учительская газета, №09 от 03 марта 2020. Читать номер
Автор:

IV Всероссийский конкурс «Успешная школа» доказал: творческий подъем – командная работа

Три дня школы из разных уголков нашей страны пытались аргументировать свое право называться успешными. На очном туре IV Всероссийского конкурса «Успешная школа» команды образовательных организаций ступенька за ступенькой преодолевали лестницу испытаний: коллективная презентация деятельности «Лифт в будущее», умение эффективно взаимодействовать и применять на деле системное и критическое мышление в «Проектном офисе» и во время форсайт-сессии.

Победителями стали шесть команд, еще одна удостоена специального приза. Решение об этом пришло уже по итогам состязания, так как этот массмедийный отряд из Задонска покорил сердца коллег и журналистов: дело в том, что мечта школы №1 – создать собственное телевидение. Энтузиазма и креатива у взрослых, педагогов и даже родителей школьников, а тем более учеников, хоть отбавляй. И «Учительская газета», один из организаторов состязания, не смогла не поддержать своих коллег-неофитов, жаждущих претворять в жизнь смелые проекты, направленные на развитие у детей навыков XXI века.

Специальный приз, который вручили этой команде из Липецкой области, «За настойчивость в достижении цели» носит имя Геннадия Селезнева, который был редактором «Учительской газеты» с 1988 по 1991 год. Помимо почетного диплома представители школы №1 получили сертификат на 150 тысяч рублей на реализацию своих идей.

Абсолютным победителем конкурса (грант миллион рублей) стал летный экипаж гимназии №38 из Тольятти. Серебряные призеры (грант по 750 тысяч рублей вручен каждой команде) – гимназия №14 из Грозного и гимназия №15 «Содружество» из Новосибирска. «Бронзу» и гранты по 500 тысяч рублей получили гимназия «Эврика» имени В.А.Сухомлинского из Анапы, гимназия №1 из села Красногвардейское Ставропольского края и лицей №146 «Ресурс» из Казани.

Конкурс «Успешная школа» проводят издательский дом «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Агентства стратегических инициатив.

Борьбу в очном формате вели 16 команд из школ, совершенно разных и по условиям существования, и по подходам, учитывающим особенности личности, уровень развития, социальные условия ученика. Среди конкурсантов и столичные «штучки», и сельские школы, и новаторские образовательные организации.

Команды состояли из четырех человек: директор образовательной организации, учитель, ученик и представитель родительской общественности. В следующий раз, обещали организаторы, в эту группу добавится пятый участник. Кто это будет, решат сами команды, а для других их выбор станет свое­образным сюрпризом. Но это будет, как говорится в песне, завтра, а сегодня…

Старт конкурсу «Успешная школа» дал исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец, отметив, что будущее уже наступило и конкурс «Успешная школа» доказывает это: здесь собрались те, кто прекрасно понимает – учиться у других полезно.

– Если коллектив школы нацелен на разносторонние задачи, успех будет, – отметил временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
А заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов подчеркнул:

– Конкурс дает возможность проявить себя, а педагогическим коллективам задуматься, как совершенствовать свою работу, и благодаря «Успешной школе» этот опыт они в состоянии транслировать на всю страну.
И он уверен: когда у людей горят глаза, успех будет.

На коллективной презентации деятельности «Лифт в будущее» говорили (впрочем, и пели, и слагали стихи, и даже зажигали казачьей пляской) обо всем. О Куликовской битве, что оказалось данью памяти талантливому учителю физической культуры, о деликатности тьюторов, о том, что невозможно оставаться прежними, когда почувствовали, что можно стать лучше. Команды школ отстаивали свое право на успешность. Дискуссии бывали неравнозначны, но всех объединяло желание сделать своего ученика… счастливым.

Сегодня школа становится не просто социокультурным центром, а по-настоящему открытой образовательной средой. И делится своими лучшими практиками с теми, кому это реально надо, и привлекает к себе тех, кто способен превратить любые вопросы в возможности. Возможности развития, возможности совершенствования.

Регламент встречи определила жеребьевка. И школы сумели быть услышанными. Коллегами из других регионов, специалистами в области образования, оппонентами, задававшими выступавшим каверзные вопросы (их на этот раз было двое – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков). Успех – только начало работы, только затравка для тех, кто умеет генерировать идеи. Тем более их воплощать.

Конкурсное испытание «Проектный офис» показало: поиски стратегий по развитию объединяют. Недаром во время его проведения родилось такое определение происходящего, как «педагогический мост».

Но вдохновило команды на творческий подход к работе выступление заместителя министра просвещения РФ Марины Раковой, которая вполне убедительно доказала, что жизнь – открытое пространство, в котором вероятно дотянуться до любой возможности. И еще об одной важной вещи говорила замминистра – о доверии, если его не будет внутри команды, сказала Ракова, результата ждать нечего.

Цель конкурсного испытания «Проектный офис» – демонстрация культуры проектирования в образовании, видения проблем на пути к развитию у школьников ключевых компетентностей XXI века и способов их решения.

Еще на заочном этапе конкурса школы должны были описать свой проект, содержащий проблему, решение которой пока не найдено. В рамках очного испытания «Проектный офис» участники конкурса помогали коллегам найти способ справиться с трудностями. В течение первой половины дня команды в парах работали над проблемами, а во второй части представляли жюри результаты.

Задание объединяло в один коллектив две команды. Согласно жеребьевке группы складывались самым причудливым образом, случай помог городским школам услышать проблемы сельских, а жителям Центральной России понять, что заботы коллег из Сибири ничуть не экзотичнее их собственных.

Внутри конкурсного альянса компаньоны делились друг с другом тем, что их волнует на данный момент в реализации собственной стратегии развития образовательной организации больше всего. И визави старался оценить ситуацию со стороны, более того, руководствуясь личным опытом, наметить план действий для того, чтобы замысел все-таки смог воплотиться. Кстати, было отрадно наблюдать, что в некоторых коллективах работают действительно грамотные и серьезные аналитики, способные оперативно отреагировать на вызовы времени и предложить эффективный комплекс мер по выходу из тупика.

Основными темами стали цифровизация, метапредметность, воплощение идеи 4К в образовании и формирование предпринимательской культуры. Чаще всего, разбирая волнующий коллег вопрос, школьный коллектив партнеров осознавал, что это замечательная мысль и для воплощения в родной альма-матер.
Впрочем, в этом и заключается отчасти идея конкурса «Успешная школа» – дать возможность почувствовать тренды времени и позволить перенять опыт, оказавшийся удачным. Кстати, это конкурсное испытание проходило в стенах московской школы №1409, и уникальная атмосфера образовательной среды этого здания, созданная ее директором, лидером Палаты председателей образовательных учреждений Москвы Ириной Ильичевой, тоже послужила неким позитивным мотиватором для рождения дерзких проектов.

Победителей и призеров награждали в Российской академии образования. Команды поздравляли заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, президент РАО Юрий Зинченко, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслуженный профессор МГУ, академик Александр Асмолов. Чествовали тех, кто сумел проявить свои лучшие творческие свойства, и вручили им свои эксклюзивные подарки социальные партнеры конкурса, которых представляли в РАО лидер образовательных и учебных программ Kidzania (Москва) Ксения Малетова и директор по связям с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов.

Жюри оценило уникальность и смелость, способность находить выход из самых неразрешимых проблем и превращать зыбкие ситуации в возможности. И чей-то опыт поможет коллегам творить, реализовывать свои мечты и добиваться успехов. И, как показала форсайт-сессия, модераторами которой выступили директор «Школы будущего», что в поселке Большое Исаково Калининградской области, Алексей Голубицкий и учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев, не бояться взрывать этот мир идеями.
А еще своей искрометной лекцией в финале встречи Петр Положевец показал нам всем, что любить – значит вдохновлять. На идеи, на мечты, на действия, которые изменяют нас и мир вокруг.

И мы – гости, журналисты, сторонние зрители, эксперты в области образования – узнали, что есть взаимодействие, партнерство, дружба, и когда мы делимся своими правилами достижения успеха, он становится ярче и больше, ведь мы, озвучивая свой опыт, рассказывая, что у нас получилось и как, помогаем другим стремиться, добиваться и делать наше образование лучше.

Да, мы действительно уже больше никогда, как говорит команда из Задонска, не будем прежними, мы уже натянули паруса: только вперед! Только к успеху, что для нас значит – к счастью наших детей!

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt