Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Московское образование

Важный опыт

Учительская газета, №34 от 25 августа 2020. Читать номер
Автор:

Модель психолого-педагогической службы в столичном образовании

Динамичность развития технологий, неопределенность границ воспитательной среды и широкая вариативность образовательных потребностей современных школьников предъявляют новые требования к школьным психологам и меняют роль классного руководителя. Развитие психологической службы в системе общего и профессионального образования и создание системы мотивации классных руководителей в целях повышения эффективности воспитательной работы и социализации обучающихся – вопросы, которые сегодня обсуждаются на государственном уровне. А как же сочетается решение этих задач в московской региональной модели службы психолого-педагогического сопровождения?

Москва – мегаполис, в системе общего образования которого обучаются более 1,5 миллиона детей. Ключевая задача психологической службы в системе московского образования – обеспечить право каждого ребенка на психолого-педагогическую поддержку, гарантировать доступность и качество психолого-педагогической помощи каждому ребенку, который в ней нуждается.

Мы убеждены, что данная задача может быть решена только при условии высокого уровня развития психологических компетенций педагогов, прежде всего классных руководителей. Тех, кто непосредственно изо дня в день занимается формированием детского коллектива, развитием личности каждого воспитанника и ученика, ежедневно контактирует с ребенком и его семьей, является первым и ключевым звеном в системе профилактики социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков, так как именно классный руководитель вместе с педагогическим коллективом создает среду, в которой удовлетворяются основные возрастные потребности ребенка в деятельности, общении, внимании, признании, самопознании, самоопределении.

Московская региональная модель психолого-педагогической службы в системе образования имеет уровневую структуру.

Первый (базовый) уровень – детский коллектив

Ключевая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка на этом уровне отводится классным руководителям и воспитателям дошкольных групп с высоким уровнем психологических компетенций. В соответствии с требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ классными руководителями и воспитателями решаются основные задачи психолого-педагогического сопровождения, в частности:
– развитие способностей и талантов каждого ребенка;
– построение комфортной и безопасной среды в коллективе;
– навигация семьи и ребенка в образовательном пространстве школы и города;
– выявление и педагогическая коррекция трудностей ребенка в освоении образовательной программы, развитии, социализации;
– построение индивидуального образовательного маршрута и координация участников образовательного процесса в целях успешности каждого ребенка;
– первичная профилактика социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков.

Безусловно, для эффективного решения задач классный руководитель должен обладать достаточным уровнем психологических компетенций. Наличие этих компетенций у педагогов обусловлено вариативностью образовательных потребностей современных школьников. Важно также отметить, что знания из области психологии и соответствующие им умения и действия зафиксированы в профессиональном стандарте «Педагог» и необходимы каждому учителю для осуществления профессиональной деятельности. Поэтому особую роль на уровне города играет Московский городской педагогический университет (МГПУ), готовящий кадры для системы образования. Одним из проектов, реализуемых МГПУ совместно с Городским психолого-педагогическим центром (ГППЦ), является проект для классных руководителей «Психолог детского коллектива», который объединяет академические возможности университета и современные психолого-педагогические технологии, реализуемые в ГППЦ.

Цель проекта – обеспечить благополучие и успешность каждого ребенка посредством развития и повышения уровня психологических компетенций классных руководителей. Проект включает в себя совместно разработанные и реализуемые с марта 2020 года:
– программы магистратуры и профессиональной переподготовки по психологии для учителей;
– курсы повышения квалификации для классных руководителей, имеющих психологическое образование;
– тренинги по формированию гибких навыков для классных руководителей.

Пять модулей программы раскрывают ключевые проблемы и задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе. Курс максимально практико-ориентирован. В ходе освоения модулей педагоги не только актуализируют основы психологических знаний, но большую часть времени посвящают их практическому применению в своей профессиональной деятельности через решение реальных кейсов, проектную деятельность, тренинги, освоение и применение психолого-педагогических технологий под руководством наставников и тьюторов программы.

Классный руководитель/воспитатель, владеющий знаниями и технологиями в области психологии, становится диспетчером индивидуального маршрута ребенка. Именно он при необходимости, опираясь на внутришкольные механизмы, координирует подключение к сопровождению ребенка специалистов второго уровня.

Второй уровень – школа

Здесь в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» система сопровождения представлена:
– психологами с подготовкой в области клинической и специальной психологии, которые совместно с учителями-логопедами и учителями-дефектологами участвуют в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и оказывают коррекционно-развивающую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
– психологами с подготовкой в области возрастной, социальной и педагогической психологии, педагогами-психологами экспертного уровня, которые консультируют субъекты образовательного процесса, совместно с классными руководителями проектируют психологически безопасную образовательную среду, развивают психолого-педагогические компетенции родителей и педагогов.

Количество «специальных» психологов в школе определяется потребностью в создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Решение о необходимости в психологе экспертного уровня принимает школьная управленческая команда.

С целью обеспечения единства подходов к оказанию и оценке эффективности психолого-педагогической помощи специалисты школьных служб психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность в единой логике на основе решений школьных психолого-педагогических консилиумов. Координацию выработки единых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения в Москве осуществляет Городской психолого-педагогический центр через систему методической поддержки образовательных организаций.

Третий уровень – город

На этом уровне в систему психолого-педагогического сопровождения включены Московский городской психолого-педагогический университет и центральные городские учреждения, в числе которых Городской психолого-педагогический центр. На уровне города осуществляется модерация оказания психолого-педагогической помощи ребенку в системе образования в следующей логике:

1. Определение специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Основную роль на этом этапе играет Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.

2. Маршрутизация помощи при участии школ-консультантов городского проекта «Ресурсная школа»: определение ресурсов, задач, направлений, объема, форм и методов оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями, отработка и трансляция эффективных моделей инклюзивного образования.

3. Персонализация и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных организациях и на базе Городского психолого-педагогического центра, где оказывается специализированная, высокотехнологичная помощь семьям и детям с ОВЗ и инвалидностью, консультативная помощь и методическое сопровождение школ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, реализуются курсы повышения квалификации для классных руководителей и специалистов.

4. Внешняя оценка качества освоения основных (в том числе адаптированных) образовательных программ, независимая оценка профессиональных компетенций педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, региональная модель психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе образования – это цикл реализуемых на трех уровнях взаимосвязанных процессов, в центре которых находятся ребенок, его благополучие и успешность. Каждый из процессов на своем уровне направлен на решение четко определенных задач. При этом еще раз подчеркнем, что эффективность всей системы, как на фундамент, опирается на первый базовый уровень. Ключевая роль в психолого-педагогическом сопровождении каждого ребенка отводится психологически компетентным классным руководителям и воспитателям дошкольных групп. Развитие модели с целью повышения качества образования и социализации каждого ребенка необходимо начать с укрепления фундамента.

Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt