Одной из сложных проблем педагогического сопровождения детства сегодня является сохранение ментального здоровья детей. Всемирная организации здравоохранения указывает на то, что имеет значение состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Для ребенка важно:
– осознавать и чувствовать постоянство и идентичность своего физического и психического «я», переживаний в однотипных ситуациях;
– осознавать пользу критичности к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;
– ощущать адекватность собственных психических реакций социальным обстоятельствам;
– уметь управлять собственным поведением в соответствии с социальными нормами;
– иметь и проявлять способность к планированию собственной жизни и воплощению этих планов;
– быть способным к сознательному изменению собственного поведения в соответствии с обстоятельствами.
Овладеть этими свойствами характера и навыками ребенок может при условии участия в различных позитивных детских сообществах.
Детская позитивная активность в составе сообществ дает возможность ребенку заниматься любимым делом, проживать различные эмоции и рефлексировать свою деятельность, выбирать среди активностей и сообществ, получать социальный опыт и опираться на поддержку не только взрослых, но и сверстников.
Органы ученического самоуправления, детские общественные объединения и волонтерские организации действуют на основе решений, которые они принимают совместно.
Помогая другим людям в составе сообществ, ребенок сам становится сильнее, его психика получает устойчивость, действия становятся целевыми и обретают системность, а результаты становятся явным выражением успешности, качества жизни.
Молодежь в настоящее время становится драйвером реализации добровольческих инициатив, учится видеть и определять актуальные проблемы и предлагать пути их решения. Мотивы, по которым человек становится добровольцем, различны:
– благородная идея, которая непосредственно затрагивает интересы добровольца;
– психологическая потребность находиться в обществе и быть полезным;
– ощущение самоуважения как отражение того уважения, которое проявляют окружающие;
– поиск новых интересов, опыта, областей и возможностей самореализации;
– возможность заработать, обрести финансовую самостоятельность (нередко волонтерами становятся и ради финансового обогащения);
– приобретение новых связей, возможность собрать команду для реализации собственного проекта;
– доступ к материальным и сетевым ресурсам, поездки.
Во многих образовательных учреждениях созданы и действуют добровольческие, волонтерские отряды. Волонтерство может стать отдельным направлением деятельности любого детского сообщества.
Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара практически каждый обучаюшийся проявляет готовность сдать макулатуру, перерабатываемые отходы, принести батарейки на переработку. Именно с таких маленьких, но важных дел начинается большой путь волонтера.
Если появляется своя идея, о ней всегда можно рассказать куратору волонтерской деятельности, и он поможет найти единомышленников, покажет, где помощь нужна прямо сейчас. Старшеклассники, обучающиеся во дворце, вступают в клуб старшеклассников «Цивилизация юных», основной деятельностью которого стала реализация социальных проектов школьников.
Волонтеры ДТДиМ имени А.П.Гайдара регулярно сопровождают такие события, как «Квантосуббота», Всероссийский форум «серебряных» добровольцев, каникулярный проект «Сезоны в «Гайдаре», конкурс «3D Бум», инклюзивный фестиваль «1+1» и проект «Классные встречи».
В рамках выездных образовательных программ Московского регионального отделения Российского движения школьников регулярно выезжают несколько команд детей-волонтеров. Медиаволонтеры освещают события программ. Детская организационная группа разрабатывает и проводит досуговые события. Есть команда детей-волонтеров, которые заранее готовят образовательные блоки для других участников и на сменах читают свои лекции и семинары в формате «дети – детям».
Летом 2021 года для реализации программы #ПРО_Здоровье выезжала команда детей – волонтеров-медиков со своим образовательным курсом.
В каждой выездной программе в качестве сопровождающих участвуют от 16 до 20 волонтеров.
Примером интересной волонтерской идеи и организации рабочей группы является волонтерский проект «Разговор в тишине», идея которого заключается в создании образовательного контента для изучения жестового языка в интересной и увлекательной форме. В социальных сетях уже размещаются онлайн-игры, песни на языке жестов, обучающие видеоролики. В команду волонтеров проекта входят глухие и слабослышащие школьники, которые становятся экспертами образовательного контента.
Все большую популярность набирают выездные мероприятия, онлайн-волонтерство: мастер-классы, радиоспектакли, подкасты, подготовленные волонтерами для детей, находящихся на длительном лечении, ветеранов.
В ДТДиМ имени А.П.Гайдара, в Московском отделении Российского движения школьников ребенок осознает свои силы, приобретает, осознает свой собственный опыт оказания помощи другим людям и вместе с тем понимает, что его личные проблемы имеют конкретные масштабы, могут быть решены путем организации системных действий.
Важно, что дети не остаются один на один с собственными переживаниями, их ощущение благополучия, успешности, психологического комфорта, чувство причастности к организации связаны с сообществами «Гайдара» и РДШ как со средой и результатами собственной деятельности.
Наталья ЛОПА, воспитатель Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии