search
main
0

Важно для каждого из нас

Приобщение к культурным ценностям России

Мои отец и дед, педагоги и разработчики системы художественного воспитания детей, стремились приобщить молодое поколение к искусству. Я продолжаю их традиции, уделяя особое внимание художественно-эстетическому развитию учеников.

«Разговоры о важном» оказались колоссальным ресурсом, дающим возможность достучаться до сердец. Исключительным воспитательным потенциалом обладают видеоролики, в которых прославленные деятели науки, искусства, спорта, такие как Валерий Гергиев, Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Владимир Машков, Евгений Князев, Николай Цискаридзе, размышляют о том, что по-настоящему ценно.

Разговаривали со старшеклассниками о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения, формирования гражданской идентичности и гордости за свою страну. И вспоминали слова президента Высшей школы народных искусств Валентины Максимович, посвятившей свою деятельность сохранению и развитию традиционного прикладного искусства: «Национальная идентичность в значительной степени определяется национальной культурой, притом не только и не столько высокой, элитарной, сколько именно теми вещами, которые близки, понятны и необходимы каждому русскому человеку».

Одной из областей эстетического воспитания личности является музыка. О русской музыкальной традиции, ее роли в нашей жизни, в жизни наших предков и будущих поколений, о ее роли в России и мире школьникам рассказал Валерий Гергиев.

«Россия – страна великой культуры: произведения российских писателей, композиторов и драматургов – это вершина мирового культурного наследия, настоящее общечеловеческое достояние» – с этих слов начался видеосюжет «Великая культура» в рамках занятия «Россия в мире» о самых известных в мире представителях русской культуры. Целью занятия было раскрыть значение и роль России в современном мире, сформировать представления школьников о достижениях и мировой значимости российских науки, культуры, технологий. Но главное, о чем проходил разговор, – это то, что Россия – страна-цивилизация, создавшая вместе с соседними, духовно близкими народами неповторимый культурный мир и реализующая самостоятельные пути общественного развития.

О роли театра как особого мира искусства, в котором мы получаем уроки художественной красоты, где мы переживаем глубокие чувства и задумываемся о смысле жизни, педагоги разговаривали со школьниками на занятии «День театра. 160 лет со дня рождения К.С.Станиславского». Целью занятия стало, опираясь на наследие нашего великого соотечественника Константина Станиславского, который признан великим реформатором театра не только у нас в стране, но и за рубежом, создать для обучающихся воспитательную ситуацию-размышление об исконной роли театрального искусства нести людям жизненную правду, идеалы нравственности и справедливости. Ребята смогли увидеть видеообращения Владимира Машкова, художественного руководителя Московского театра-студии Олега Табакова, и Евгения Князева, ректора Театрального института имени Бориса Щукина. Владимир Львович рассказывал о том, когда зародился театр как явление, и о том, что именно благодаря Ста­ни­слав­ско­му театр в России стал профессиональным. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах. Евгений Князев поделился своими воспоминаниями о том, как произошло его первое знакомство с театром, и ответил на вопрос, для чего театр нужен школьникам, подчеркивая значимость театра в развитии личности человека через приобщение к сочетающимся в театре различным областям искусства, таким как изобразительное искусство, музыка, хореография и слово, где сохраняется наш правильный русский язык. Также Евгений Владимирович отметил, что детям интереснее знакомиться с литературными произведениями, пьесами, если они параллельно играют в одноименных спектаклях. Российское движение детей и молодежи совместно с государственными органами создали программу по открытию театров в школе, так зародился проект «Школьная классика» РДДМ «Движение первых» и Театрального института имени Бориса Щукина.

Очень разносторонне рассуждал, делясь своим представлением о счастье, когда мы обсуждали значение этого чувства для каждого из нас, Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой: «Счастье – это гармония, гармония внутри человека. Гармония, которую он может создать внутри себя». Николай Цискаридзе сделал акцент на том, как важен для ощущения счастья правильный выбор профессии, эта мысль особенно актуальна для обсуждения со старшеклассниками. Говоря о работе с детьми, Николай Максимович выразил стремление к эстетическому воспитанию своих учеников, чтобы они понимали ценность того, что их окружает, научились созерцать и ценить красоту. В процессе познавательной беседы дети приходили к выводу, что понятие счастья многогранно и не имеет однозначного определения, каждый человек понимает счастье по-своему, однако деятельность человека на пользу других людей, всего общества действительно может сделать и делает человека счастливым.

Не сомневаюсь, что дети, в том числе старшеклассники, почерпнули для себя много важного и прониклись чувством гордости за свою страну, оценили значимость нашего культурного наследия и осознали необходимость его сохранения и развития во благо настоящего и будущего России.

Мария ЩЕРБАКОВА, учитель английского языка школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина

Комментарий

Мария ВИТУХАНОВА, учитель начальных классов школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина:

– Многие из моих коллег отмечают, что «Разговоры о важном» позволяют более предметно говорить с детьми о каких-то значимых вехах в жизни общества. Я считаю, что это нужный проект. Благодаря ему в общении с детьми затрагиваются очень важные проблемы общества и семьи. Мои ученики вовлечены в процесс урока, многие праздники для них в новинку. Ребятам интересны истории великих людей России. Они с большим удовольствием излагают свою позицию по отношению к спорным вопросам, ведут очень активные дискуссии. Но хотелось бы, чтобы некоторые темы были освещены более подробно.

В современном мире важно, чтобы дети были патриотами и гордились своей Родиной. Среди родственников моих учеников также есть интересные люди, которых я приглашала для открытого микрофона, например, по теме «Уважение к старшим».

Дети высказывают свое мнение. Иногда рисуют. Например, в моем классе ученики завели личные альбомы, чтобы излагать свои мысли на бумаге, если по каким-то причинам они хотят высказать их, но стесняются, а также в случае, если они вспомнили что-то после занятия и решили дать свой ответ на следующем уроке.

Эти разговоры помогают ученику:

– в формировании интереса к знаниям;

– в формировании сознательного отношения к своим правам и свободам и уважении прав и свобод других лиц;

– в построении собственного поведения с точки зрения морали и правовых стандартов;

– в создании мотивации к участию в общественно значимой деятельности;

– в развитии способности принимать обоснованные решения и делать выбор;

– в осознании своего места в обществе;

– в познании себя, своих мотивов, стремлений, склонностей;

– в формировании готовности к личностному самоопределению.

«Разговоры о важном» значительно влияют на мировоззрение современного ученика и помогают найти правильные ориентиры в жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте