Во времена Великой Отечественной войны на территории Беларуси действовало большое количество партизанских отрядов, в которых жители оккупированных территорий вели борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Не всегда эта борьба была с оружием в руках, каждый принимал участие по мере сил и возраста.
Лес с его непролазными чащами и болотами укрыл обездоленных, оставшихся без дома и пищи местных жителей, тех, кто чудом уцелел от нападок врага. Тех, кого враг не уничтожил обстрелами, взрывами и не спалил заживо вместе с избами.
Только из-за знания особенностей местности эти люди выжили в это тяжелейшее время. И не просто выжили, а еще защищали свою родную землю, отстаивали свое право на будущую жизнь.
Светало, где-то далеко за густыми ветками мохнатых елей начало разливаться клюквенным киселем небо. На завалинке возле кустов орешника сидел, вглядываясь в рассветное небо, пожилой мужчина. Звали его Матвей Петрович. Кроме дозорных, в отряде все еще спали. Только ему не спалось в эту ночь, что-то тревожило, путало мысли, поднимало на ноги и несло подальше от сна. Пришлось выйти на воздух, чтобы не будить других своими стонами и переворачиваниями с бока на бок.
С наступлением нового дня в отряде появились новые люди: мальчонка в оборванных одежках лет шести и сестренка не намного старше брата. Звали их Василь и Василинка.
С двумя старушками они заплутали в лесу. В отряд привела их группа бойцов, возвращавшихся после ночного задания. Со своим появлением они принесли новости о зверствах в очередной деревне. Всех, кто моложе, немцы сгоняли к клубу и грузили в грузовики. Откуда увозили в неизвестном направлении. Так случилось и с матерью этих ребятишек. Они оба тряслись, как осиновые листочки, лица были зареванные с размазанными пылью и слезами. Кулачки крепко сжаты, маленькие ручки будто приготовились отомстить немецким захватчикам за их украденное счастье и любовь самого родного человека на свете. Вскоре всех накормили грибной похлебкой с костра, приняли как родных. Оказали медицинскую помощь. С медикаментами было сложно, но знание лечебных трав и небольшие запасы материи, порванной на ленты, делали свое дело. Всем сразу отыскались важные поручения. Помыть посуду, прокипятить лоскут для перевязок, собрать в кучу малых ребятишек, которых с каждым днем становилось больше. Ребятишками как раз-таки и занялся наш Матвей Петрович. Еще до войны он работал историком в сельской школе в период холодов, в другое же время столярничал там же. Очень любил заглядывать в классы, когда шли уроки. В эти моменты он всегда вспоминал свое школьное детство, когда не мог усидеть спокойно за партой. А теперь, взрослый, стоял в задумчивости, глядел на ребят и улыбался в густые усы. Мелкие морщинки сразу же разлетались из уголков его глаз, как лучики сентябрьского солнышка, еще яркого, слепящего, но уже не такого теплого, как летом.
Свою семью Матвей Петрович так и не создал, не случилось встретить ту единственную, кому смог бы доверить свое сердце. Хотя возможных претенденток, желающих стать его избранницей, было немало. Не откликалось только ничего в его сердце, а жить с обманом Матвей Петрович считал никак нельзя. Не случилось завести детей все по той же причине, поэтому к школярам у него были особенные, трепетные чувства. Все то, что не востребовано было в семейной жизни, выплескивалось на чужих детей. То свистульки кому выточит, то указки в класс принесет, чтобы у каждого своя именная была. Так и учиться интереснее, ведь можно представить себя учителем уже с малых лет, человеком уважаемым и очень нужным на этом нелегком пути познания наук и себя, человеком, который постепенно приоткрывает дверь в такой увлекательный мир знаний, потихоньку, очень осторожно, чтобы не вспугнуть такую уязвимую и трепетную, как мотылек, душу ребенка.
Собрав всех детишек вокруг себя на лесной поляне партизанского лагеря, Матвей Петрович улыбнулся в густые усы. Оглядел каждого с макушки до пяток, не переставая улыбаться, и сказал, что дети должны расти и получать знания, несмотря ни на что. Только зная многое, можно победить немцев. И каждое новое знание будет равно выигранному бою у врага. Дети оживились, замахали руками, закивали еще минуту назад поникшими головками в знак одобрения и согласия. С этого момента и начался учебный год в лесной партизанской школе.
В ход шло все, что можно было подсчитать: шишки, желуди, пустые гильзы от патронов, ровные палочки из сухих веток. На обратной стороне сорванных немецких листовок, которые добывали бойцы партизанского отряда, дети писали угольками из костра. Матвей Петрович делал для них буквы из веток, перевязывая их осокой из болота. Этот алфавит бережно хранили от огня и дождей, для детей он был чем-то вроде боевого знамени, символом их борьбы с врагом.
Старшие помогали малым, малые старались изо всех сил. Пыхтели, как паровозы, выводя зажатым в мелких пальчиках угольком такие важные буквы, а потом и слова. Самыми любимыми были слова «мама» и «победа». И то и другое дети надеялись увидеть, дорасти до этого момента и обязательно выжить. Им снилось это долгими партизанскими ночами. Так, Василь часто похныкивал во сне, вспоминая мамины теплые ласковые руки, ее странную и тревожную улыбку, когда она их прятала в погребе от налетевших немцев. Следом за братом начинала тихонько плакать Василинка. Но недолго, ей нужно было успокоить младшего. Столько трудностей было в ее маленьком сердце, что ей просто пришлось повзрослеть раньше времени и заменить брату так не хватавшую мать.
Лесная школа с ее незаменимым учителем Матвеем Петровичем очень помогала детям отвлечься от тяжелых воспоминаний об утерянных родственниках, сделала их ответственными за свое будущее, бросила зерно в такую благоприятную почву, и оно просто не могло не прорости. Матвей Петрович потихоньку открывал дверь в мир тех знаний, которые имел и мог передать детям войны.
Особое отношение и какое-то душевное тепло он испытывал к цветочкам-василечкам, так лесной учитель называл брата с сестрой. Они единственные в отряде остались без родителей. И с ними он обрел свою собственную семью, стал для них родным человеком. Вырастил их после войны, поставил на ноги, дал образование. А Василинка решила стать педагогом. Уж очень ей хотелось, как их любимый Петрович, открывать детям дверь в мир знаний, отдавая при этом свое сердце. Ведь именно так делал в те далекие времена самый родной и самый добрый, улыбающийся в свои густые усы лесной учитель Матвей Петрович. А дальше выбор за каждым: так и остаться стоять на пороге или смело впорхнуть мотыльком в распахнутую учителем дверь, укрепляя и приумножая те знания, которыми поделились учителя.
В открытое окно школьного класса заглядывает рябина. Ее спелые гроздья колышет осенний ветерок, и в них мелькают солнечные блики. Василиса Матвеевна давно уже на пенсии, но все-таки решилась взять первоклашек. Старательно украшает доску к 1 Сентября. Выводит мелом такие замечательные слова: «Здравствуй, школа!»
Присев за учительский стол, смотрит в открытое окно, и воспоминания о своем собственном детстве заставляют ее повернуть голову к двери. А вдруг она сейчас приоткроется, а за ней появится такая знакомая улыбка Матвея Петровича с мелкими морщинками-лучиками в уголках глаз? Такими, как лучики сентябрьского солнышка, еще яркого, слепящего, но уже не такого теплого, как летом…
Анастасия КИРДУН, учитель белорусского языка и литературы школы №93, Минск, участник конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии